Системно-деятельный подход в обучении географии


« Системно - деятельностный подход в обучении: традиции и инновации».
Пикалова В.А.учитель географии
МБОУ СОШ с. Татыр-Узяк.
Хайбуллинского района
Республики Башкортостан
Со знанием должно быть связано умение... « Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так, что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет (А.Дистервег.)
Основная идея системно-деятельного подхода состоит в том, что знания не даются ребенку в готовом виде. Дети «добывают» их сами в процессе исследовательской, практической деятельности. Они становятся путешественниками, исследователями, делающими свои открытия.
Например, развивают умения читать и анализировать почвенную карту, сопоставлять ее с картой природных зон, наблюдать за объектами явлений в природе, работать со статистическими материалами, приобретают умение ориентироваться в пространстве, работать со схемами, профилями, и т.д.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения.
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
В настоящее время существует много технологий обучения. Потребностью современного образования является поиск новых педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, и творческого и нравственного развития учащихся.
Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности. При изучении географии в школе должны быть сформированы все практические навыки ориентирования на местности, умение работы по карте, плану местности , компасу, местным признакам и т. д. Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.
Все это способствует применению географических знаний и умений в социально-значимой работе учащихся, в их общественно – полезной деятельности ( прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, экологические проблемы Хайбуллинского района и т.д.)
В своей работе использую различные методы: например частично-поисковый метод приобщает школьников к выполнению творческих или проблемных заданий способ решения которых ученикам заранее не известен.
Основная форма данного метода эвристическая беседа. Например, почему в Пустыне Атакама осадки выпадают один раз в 400 лет, хотя эта пустыня расположена на побережье океана?
Ученики не могут сразу ответить, учитель делит вопрос на несколько под вопросов:
В каком климатическом поясе лежит пустыня?
Какое течение располагается вблизи побережья?
Как холодное течение влияет на ВМ?
Затем учитель снова предлагает основной вопрос и получает ответ.
Исследовательский. Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. Например, задания на уроке:
Какой район России наиболее благоприятен для жизни населения и почему?
Какие меры по охране водных ресурсов в Хайбуллинском районе вы предложите?
Где бы вы в Сибири проложили новую дорогу, и почему? С какими бы трудностями вы столкнулись?
Во время внеурочной деятельности, летних каникул, проводим исследования:
Исследование песчаного карьера около деревни Переволочан, видовой состав растительного мира в пойме реки Таналык, изучение почв в селе Татыр- Узяк. невелирование и т.д.
Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумывались до проблемы решения урока, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Большое значение имеет использование в обучении проблемного подхода.
Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Учитель преднамеренно создает на уроке ситуацию познавательного затруднения. Например: почему высоко в горах человеку трудно дышать, и у него развивается горная болезнь? При создании проблемной ситуации у учащихся раскрывается простор для ее решения. Но создание проблемной ситуации – это лишь начальный момент в системе проблемного обучения. Под руководством учителя учащиеся самостоятельно должны пройти четыре этапа разрешения познавательной проблемы:
1. Выдвинуть варианты возможного решения познавательной проблемы – гипотезы.
2. Практически или теоретически проверить гипотезу.
3. Выбрать реальную гипотезу.
4. Сформулировать вывод.
Системно-деятельный подход определяет необходимость представления нового материала, через развертывание последовательных учебных задач моделирование изучаемых процессов, использование различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик- группа).
Одной из форм обучения является метод проектной деятельности. Проектное обучение активирует истинное учение учеников, так как позволяет учиться на собственном опыте, и опыте других в конкретном деле приносит удовлетворение ученикам, видящие результаты своего собственного труда. При работе над проектами я  использую такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Power Point. 
Таким образом, работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Наши проекты:
« Жизнь ветра с древности до наших дней».
«Лекарственные растения Хайбуллинского района».
« Происхождение песчаного карьера около деревни Переволочан».и др.
Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока, а системно-деятельностный подход является методологической основой для современного урока географии. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.