Международный терроризм – угроза национальной безопасности России


МКОУ Баклушинская СШ


«Международный терроризм – угроза национальной безопасности России»
Методические рекомендации по организации и проведению уроков в 9 –х классах по курсу ОБЖ по программе А.Т. Смирнова с использованием ИКТ.


Преподаватель - организатор ОБЖ
Абуталипов Н.Д.




Пояснительная записка.
Терроризм – это опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека или организации, а также имущества и других материальных ценностей, действия, создающие опасность гибели людей либо причинения значительного имущественного ущерба. Взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, в аэропорту и метро, захваты заложников в Беслане и на Дубровке, вылазки террористов смертников в Дагестане, говорят о том что терроризм в своих проявлениях, многолик и по прежнему опасен.
Активизация террористической деятельности крайне негативно отражается на состоянии нашего общества, особенно на психологическом и нравственном здоровье населения, вызывая у людей страх, чувство незащищенности. Поэтому сегодня, когда терроризм стал реальностью нашей жизни, значение правил безопасного поведения и приёмов защиты от действий террористов стало не только актуальным, но и необходимым.
Учитывая важность данного вопроса, в программу курса ОБЖ, для учащихся 9-х классов, по программе А.Т. Смирнова, введен раздел «Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России», где изучаются темы связанные с организацией борьбы с терроризмом. Изучение этих тем поможет учащимся распознать виды террористических акций, способы их осуществления, предметы, которые могут быть использованы для совершения террористических акций. Использование информационных технологий продемонстрирует наглядность и расширит кругозор, поможет распознанию террористической акции и отработке правильности действий в чрезвычайных ситуациях.







Рекомендации по изучению материала по антитеррористической безопасности в 9-х классах.
Вопросы антитеррористической безопасности вынесены на итоговую аттестацию по курсу ОБЖ и включены в экзаменационные билеты. Времени, отведенного программой на изучение этого материала очень мало, поэтому предлагается:
Самостоятельное изучение учащимися вопросов антитеррористической безопасности.
При изучении использовать:
- методический и справочный материал. ГУВД и Главное управление по делам ГО И ЧС Краснодарского края. («Терроризм-угроза безопасности России» г.Краснодар 2005г. Справочный материал УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД Краснодарского края.
- «Антитерроризм детям». (Отдел по вопросам региональной политики безопасности департамента по взаимодействию с правоохранительными органами и кадровой политики администрации края).
- учебник ОБЖ для 9 - х классов ОУ. Издательство «Просвещение» 2010-2011г. автор А.Т. Смирнов.
3. Проведение консультаций преподавателем ОБЖ в течении учебного года, и перед экзаменом.
4. Для закрепления материала на занятиях ОБЖ в конце урока заслушивать сообщения, доклады, рефераты подготовленные учащимся по изученным вопросам.
5.Выполнение учащимися мультимедийных презентаций по антитеррористической безопасности.
6. Использование электронного справочника по ОБЖ, видео материалов ВГТРК «Останкино» - «Терроризм».
Настоящие материалы Департаментом образования и науки Краснодарского края направлены во все муниципальные органы управления образования и краевые учреждения образования для использования в работе.
При проведении всей этой работы основной упор делать на выработку у учащихся психологической устойчивости, проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Примерный перечень вопросов по антитеррористической безопасности, рекомендуемый для подготовки итоговой аттестации за курс ОБЖ за 9 класс.
Терроризм: основные понятия и признаки террористической деятельности.
Правовые основы борьбы с терроризмом.
Основные угрозы террористического характера для граждан России.
Взрывоопасные предметы, взрывчатые вещества. Демаскирующие признаки взрывчатых веществ и предметов.
Действия при обнаружении незнакомого предмета (предположительно взрывоопасного).
Меры личной безопасности при угрозе совершения террористического акта.
Правила поведения граждан во время совершения террористического акта.
Правила поведения при похищении или захвате в заложники.
Меры безопасности в случае взрыва при проведении террористического акта.
Меры безопасности от химического терроризма.
Меры безопасности от биологического терроризма.











Методическая разработка урока
Тема: « Виды террористических акций, их цели и способы осуществления».
Учебные вопросы:
Что такое терроризм, из ФЗ № 35 «О противодействии терроризму».
Что понимается под террористической деятельностью, из ФЗ № 35 «О противодействии терроризму».
Виды терроризма.
Время на урок: 45 минут.
Метод: Лекционного и компьютерного обучения с показом презентационных материалов развивающих формирование мышления и памяти (развитие умения сравнивать и обобщать изучаемые факты). Воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование урока: доска, подготовленная презентация материала урока «Последний звонок Беслана» (компьютер, экран, мультимедийный проектор), учебники.
Цель: Основная цель урока, это привлечь всех учащихся к осмыслению угрозы терроризма. Дать основные понятия и определения террористической деятельности, виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Вводная часть – до 5 минут.
Объявить тему и цель урока. Преподавателю необходимо рассказать о проявлениях терроризма в России и его опасности.
Основное содержание урока – 30 минут.
1-й учебный вопрос -до 5 минут.
Определение терроризма – это идеология и практика воздействия на принятие решения организациями государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Терроризм носит международный характер.
Примеры террористических акций: в США 11 сентября, Иран, Ирак, Афганистан. Россия: взрывы жилых домов в Волгодонске, Москве и т.д.
2 -й учебный вопрос- до 10 минут.
Под террористической деятельностью понимается: организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта. Информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта. Пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Вербовка, вооружение, обучение и использованием террористов.
3-й учебный вопрос-до 15 минут.
Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуются взрывы, устраиваются пожары, угоняют самолеты, захватывают заложников или убивают людей.
Необходимо отметить, что в настоящее время общество cталкивается не с одним, а со многими видами терроризма:-политический,религиозный,криминальный,националистический,технологический,кибертерроризм. Как пример видов террористической деятельности показ слайдов о захвате террористами школы в г. Беслана.
Заключительная часть – 5 минут.
Вывод:- Любые террористические акты, помимо причинения непосредственного ущерба жертве, рассчитаны на определенный психологический эффект – посеять страх, спровоцировать угрозу широкому кругу лиц, создать в обществе ощущения всемогущества террористов. Необходимо быть подготовленным к проявлениям терроризма.







Используемая литература
1.Учебник по ОБЖ для 9 х классов издательство «Просвещение» 2011г. автор А.Т. Смирнов.
2.Терроризм – угроза безопасности России. Справочный материал УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД. – Краснодар, 2005.
3Антитерроризм детям. Отдел по вопросам региональной политики безопасности департамента по взаимодействию с правоохранительными органами и кадровой политики администрации края.
«Терроризм – чума 21 века» - электронный справочник спасателя.
Видео материалы ВГТРК «Останкино».
«История терроризма в России». Электронный справочный материал. Разработка учащихся СОШ № 2. 2008г.
Материалы Совета безопасности при главе Администрации Краснодарского края.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. «Стратегия безопасности РФ.









Методическая разработка урока
Тема: « Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом».
Учебные вопросы:
Правовая основа борьбы с терроризмом в России.
Кто осуществляет борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.
Паспорт безопасности (Антитеррористический) образовательного учреждения.
Виды наказаний, изложенные в статье 207 УК РФ. «Заведомо ложное сообщение о готовящемся тер.акте».
Время урока: 40 минут
Метод: Лекционного и компьютерного обучения с показом презентационных материалов развивающих формирование мышления и памяти (развитие умения сравнивать и обобщать изучаемые факты). Воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование урока:
доска, подготовленная презентация материала урока «Терроризм – чума 21 века», (компьютер, экран, мультимедийный проектор), учебники.
Цель:
Основная цель урока, это привлечь всех учащихся к осмыслению угрозы терроризма. Дать основные понятия о законодательстве РФ по противодействию терроризму в России и об уголовной ответственности за его проявления и участия в его организациях несовершеннолетних. Ознакомить учащихся с положениями статьи 207 УК РФ. Воспитывать у учащихся законопослушность и ответственность за свои поступки.
Вводная часть – до 5 минут.
Объявить тему и цель урока, который является логическим продолжением предыдущего «Виды террористических акций, способы их осуществления». Преподавателю необходимо рассказать о продолжающейся работе по борьбе с терроризмом в России и международном сотрудничестве в этой области. Проинформировать учащихся о проведении в России контртеррористических операций в Дагестане по уничтожению остатков групп боевиков.
Основное содержание урока – 30 минут.
1-й учебный вопрос -до 10 минут.
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, уголовный кодекс РФ, Федеральный закон « О противодействии терроризму», указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ в пределах своей компетенции. Права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Показ слайд-шоу о нормативно-правовой базе борьбы с терроризмом, помня о том терроризм носит международный характер.
2 -й учебный вопрос- до 10 минут.
Законом определены организации непосредственно определяющие борьбу с терроризмом: Федеральная служба безопасности (ФСБ), МВД России; СВР- служба внешней разведки, ФСО -служба охраны, ФПС –пограничная служба, Вооруженные Силы РФ, МЧС России. Конкретизировать компетенцию каждой организации и работы национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий, федерального оперативного штаб и оперативных штабов в субъектах российской федерации (Совет безопасности при главе Администрации Краснодарского края). Показ презентации «Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом».
3-й учебный вопрос-до 5 минут.
Паспорт безопасности (Антитеррористический паспорт) образовательного учреждения. Задачи руководителей, работников, учащихся по его реализации, обеспечению антитеррористической защищенности учреждения. Правила поведения в ЧС.
4-й учебный вопрос- до 5 минут.
УК РФ о противодействию терроризму. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Ст. 207 УК РФ « Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте» и ответственность малолетних правонарушителей.
Заключительная часть – до 5 минут.
Вывод:- Необходимо быть подготовленным к проявлениям терроризма, и оказывать содействие организациям и их структурам в работе по противодействию терроризму и их проявлениям. Строго соблюдать законодательство и не допускать правонарушений и преступлений.


Используемая литература
1.Учебник по ОБЖ для 9 х классов издательство «Просвещение» 2011г. автор А.Т. Смирнов.
2.Терроризм – угроза безопасности России. Справочный материал УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД. – Краснодар, 2005.
3Антитерроризм детям. Отдел по вопросам региональной политики безопасности департамента по взаимодействию с правоохранительными органами и кадровой политики администрации края.
4.«Терроризм – чума 21 века» - электронный справочник спасателя.
Видео материалы ВГТРК «Останкино».
«История терроризма в России». Электронный справочный материал. Разработка учащихся СОШ № 2. 2008г.
Материалы Совета безопасности при главе Администрации Краснодарского края.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. «Стратегия безопасности РФ.