Урок занимательной грамматики в 1-м классе
Урок занимательной грамматики в 1-м классе
Родина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Привитие интереса к изучению русского языка.
Развитие творческих способностей.
Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас будет не обычный, а весёлый урок русского языка. Мы побываем в гостях у тех букв, с которыми познакомились на уроках обучения грамоте.
2. Весёлые задания.
1) Отгадайте загадку. Какая это буква?
Вот два столбца наискосок,А между ними поясок.Ты эту букву знаешь? А?Перед тобою буква………(А)
2) А вы знаете, дети, почему буква А самая первая в алфавите? Послушайте рассказ “Почему буква А первая”.
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует “Абракадабра”! (то есть неразбериха).
Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
Всё правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?
А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
Это какое же такое слово? – не унималась Я.
Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
Так! – сказал твёрдый знак.
3) Игра “Доскажи словечко”.
Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей.Целый день по пашне вскачь,И зовётся птица….. (Грач)
С какой буквы начинается слово грач?
4) Игра “Найди лишнее слово”
На доске: круг, плуг, друг, волк, тигр, грач (Лишнее слово волк, там нет буквы г)5) Закончи стихотворение:
Молоток я раздобыл,Из дощечек букву сбил,Сколько здесь дощечек? Три!А какая буква? ……(И)
Придумайте слова с буквой и.
6) Отгадайте загадки:
а) Без языка, без голоса, а всё расскажет. (книга)
б)Через море-океан Плывёт чудо-великан,Пряча ус во рту,Растянулся на версту. …(кит)
Что общего в словах книга и кит? (буква к)
7) Игра “Звук заблудился”
Какой звук заблудился?
Тащит мышонок в норкуОгромную хлебную горку (корку)
Не учил уроки,А играл в футбол.Оттого в тетрадкеПоявился гол (кол)
Обязательно примитеДесять цапель (капель) перед сном.
Пословица, мы тебя знаем,Но не такою ты была:Неужто буква озорнаяВновь чьё-то место заняла?
Правда глаза полет (колет).
Сашу (кашу) маслом не испортишь.
8) Найдите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, ёлка. ( л )
Игра “В зоопарке”
Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра Лена спросила: “Какие животные тебе больше всего понравились?” Лида сказала: “А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук л.” Лена подумала и сказала: “Наверное, это…..” Каких зверей назвала Лена?
(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.)10). Двое детей у доски рассказывают стих:
Взялись за руки друзьяИ сказали:Ты да я – это мы,А между тем получилась буква……..(М)
11). Игра “Наоборот”
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются с буквы м.
Война – (мир)
Ссориться – (мириться)
Быстро – (медленно)Твёрдый – (мягкий)
Большой – (маленький)
12). Обобщение о буквах.
Ребята, назовите буквы, которые принесли нам сегодня свои весёлые задания. (А, г, и, к, л, м)
Назовите остальные буквы, которые мы уже изучили. (Н, о, п, р, с, т, у, ш)
На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные)
3. Творческая работа.
Сегодня вы пойдёте в гости к любимой букве. У неё День рождения. Приготовьте ей подарок – рисунок. Рисовать будете те предметы, в названии которых есть эта буква.
(Дети рисуют. В конце урока устраиваем выставку рисунков “На День рождения к любимой букве”)