Статья Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках окружающего мира


Методическая статья

Тема: Предоставление возможности путей формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества учебниками «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой УМК «Перспектива».


На муниципальных и школьных педагогических конференциях всё ещё остро стоит вопрос: «Какими путями формировать духовно-нравственное развитие обучающихся?», «Какие УМК и какие учебные дисциплины могут помочь учителю в этом?»
С 2010 по 2014 учебный год я работала по УМК «Перспектива». Поработав с УМК, я пришла к выводу, что это именно тот учебно-методический комплект, который может помочь учителю работать в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования II поколения.
Цель моей работы: рассмотреть, какие возможности путей формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества предоставляют учебники «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой УМК «Перспектива».
Задачи:
1. Проанализировать методическое содержание линии учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой УМК «Перспектива».
2. Рассмотреть какие возможности формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества предоставляют учебники.
3. Рассмотреть и осмыслить направления формирования личности в соответствии с ценностными ориентирами стандарта общего образования второго поколения.


Проблема формирования межнациональной толерантности и интереса к жизни, быту и культуре других народов в настоящее время стоит в России весьма остро.
Как известно, Россия многонациональное государство, и, чтобы избежать распада страны и успешно развиваться, должна быть налажена работа по воспитанию граждан России, гармонично сочетающему развитие этнического самосознания представителей всех народов, больших и немногочисленных, с межэтнической и межнациональной толерантностью. И начинать эту работу нужно с начальной школы.
Эта же мысль подчёркнута и в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования II поколения: «Новыми нормами становятся жизнь в постоянно меняющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
В числе приоритетов государственных требований к образованию Госстандарт II поколения считает «формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении».
(Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова,  А.А. Кузнецова.  М., 2008.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Что касается формирования ценностных ориентаций у младших школьников, то в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Д.А. Медведев перечислил те ценности, которые «отковывались веками в сознании россиян. Это справедливость, свобода, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации».
Перед начальным общим образованием на современном этапе жизни российского общества стоят следующие цели: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Достичь целей возможно через воспитание базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Воспитывая патриотизм, формируем понятия у младших школьников:
любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение Отечеству
Гражданственность
служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания
Семья
любовь и верность
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших
забота о продолжении семьи
В процессе усвоения данных понятий у обучающихся происходит формирование: личностной культуры, семейной культуры, социальной культуры.
В формировании ценностей в начальной школе огромную роль играет учебная дисциплина «Окружающий мир».
Содержание курса «Окружающий мир» охватывает широкий круг вопросов, при  этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и  осознания правил, обязанностей и  норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.  Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром   которого является сам ребенок.  Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик, открывает для себя многогранные связи  человека и природы, закономерные связи живой и неживой природы, связи всего живого на Земле.  Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи,  семейных традиций и культурного наследия народа как  составляющих духовное богатство человека.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, предмет вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры.
При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой для 14 классов достигаются следующие результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
С этой целью в учебнике 1 класса предусмотрен раздел «Родная страна», в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях. Учебник 2 класса начинается темой «Мы союз народов России». В ней раскрывается значение понятия Российская Федерация, предлагается работа с политико-административной картой нашей страны, вводится представление об основных, традиционных для России религиях, рассказывается о консолидирующей роли русского языка как государственного, обеспечивающего межнациональное (межэтническое) общение. В учебнике 3 класса гуманистические и демократические ценностные ориентации формируются в разделе «Мир как дом». В учебнике 4 класса для этой цели предлагаются разделы «Мы граждане единого Отечества», «По родным просторам», «Путешествие по Реке времени», «Мы строим будущее России».
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Достижение данного результата является конечной целью практически всех учебных тем, разделов и проектов, предлагаемых в рубрике «За страницами учебника», во всех учебниках для 14 классов. Например, тема 1 класса «Моя семья часть моего народа»; 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»; 3 класса «Путешествие в Египет», «Путешествие в Грецию», «Путешествие в Иерусалим» и др.; 4 класса «Сокровища России и их хранители», «Мы дети родной земли» и др.; проекты, посвященные знакомству со столицами республик Российской Федерации, с зарубежными странами и городами и многие другие разделы и темы учебников 1-4 классов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Достижению названных результатов помогает тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира. Например, в 1 классе дети учатся ухаживать за своими домашними питомцами (темы «Собака в нашем доме», «Кошка в нашем доме»). Тема «Дикие и домашние животные» личностно актуализируется в учебнике благодаря рубрике «Моя коллекция», в которой образы животных представлены с помощью игрушек; эта же рубрика актуализирует тему «Мы семья народов России», обращая внимание детей к образу традиционного народного костюма с помощью национальных кукол. В 3 классе в разделе «Дом как мир» предусмотрены темы «Семейный бюджет», «Школа первой помощи» и др., связанные с практической организацией домашнего хозяйства и заботой о безопасном поведении ребенка в природном и социальном окружении, что изучается и в других классах. В 4 классе изучается материал о правах ребенка, последовательно ведется рубрика «Календарь памятных дат», в том числе и с обращением к местному культурно-историческому наследию.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формированию данного личностного результата уделяется первостепенное внимание в учебниках. Работа ведется в трех направлениях: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Так, начиная с 1 класса, с развитием этических чувств неразрывно связаны темы, посвященные взаимоотношениям в школе и семье, отношению к Родине, землякам и соотечественникам, гражданам соседних стран. Например, в 1 классе это темы «Учитель наставник и друг», «Мы  дружный класс», «Мы в семье» и др. Во всех учебниках формируется эмоционально-нравственное отношение к природе. Этому служат учебные тексты (например, темы «Охрана природы зимой» и др. во 2 классе; «Охрана природы в культуре народов России и мира» в 3 классе; «В содружестве с природой» в 4 классе). Для воспитания отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей предусмотрены краткие словесные портреты, воссоздающие значимые моменты из жизни и творчества художников, учёных, исторических деятелей, широко представленные в Приложении «Странички Умного совенка» во всех четырех учебниках. Например, это биографические этюды, посвященные Н.П. Богданову-Бельскому, Л.В. Собинову, И.П. Аргунову (1 класс); И.И. Левитану, А.С. Степанову, А.И. Куинджи (2 класс); Н.Н. Миклухо-Маклаю, Дж. Дарреллу, Луи Брайлю, Луи Пастеру и др. (3 класс); М.М. Тучковой, Е.Д. Аграновичу, Д.М. Карбышеву (4 класс).
Особую роль играет тема «Всемирные духовные сокровища» (3 класс), которая подводит некий промежуточный итог процессу формирования этических чувств в течение трех лет перед тем, как учащиеся приступят в 4 классе к вопросам гражданско-патриотической этики в ходе изучения исторического прошлого и современной жизни России.
Согласно требованиям ФГОС, формируются предметные результаты:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
В первом же разделе учебника 1 класса тема «Мы люди» закладывает основу для развития в течение всех четырех лет главной содержательной линии, формирующей представление о России как едином Отечестве для многих народов. Эта идея лежит в основе раздела «Родная страна» учебника 1 класса. Затем она углубляется в учебнике 2 класса, где вводится представление о многоконфессиональности страны. В 3 классе национальное достояние России Московский Кремль представлен в контексте Всемирного культурного наследия. В 4 классе в разделах «Мы граждане единого Отечества» и «Путешествие по Реке времени» рассказано о становлении и развитии российского государства как многонационального и поликонфессионального, как о союзе народов России, сообща созидающих свою историческую судьбу и общенациональное культурное богатство (темы «Российский народ» и «Творческий союз» в 1 разделе и многие темы раздела «Путешествие по Реке времени», например «В путь по страницам летописи», «Преемница Владимира», «Начало Московского царства», «Подвижники Руси и землепроходцы», «На пути к единству», «Начало Российской империи» и др.) В учебнике показана роль России в мировой истории: борьба с монгольским нашествием, значение военных походов А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в жизни европейских стран, разгром армии Наполеона, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в победу над фашизмом. Показаны достижения России и ее вклад в развитие мирового искусства и науки. Например, в 3 и 4 классах рассказывается об ученых мирового уровня М.В. Ломоносове, В.В. Докучаеве, И.П. Павлове, Д.И. Менделееве. К.Э. Циолковском, археологах А.П. Окладникове, В.Л. Янине, математике А.Н. Колмогорове; о расцвете и мировом значении отечественной литературы и музыкального искусства (например, знаменитые Дягилевские сезоны в Париже, роль Ф.И. Шаляпина в мировом вокальном искусстве, творческий и человеческий подвиг А.П. Чехова одного из самых востребованных драматургов в мире и др.). Позитивный образ страны и ее свершений в 20 веке показан в темах «После Великой войны» и «Достижения советской эпохи», мощный творческий потенциал современной Российской Федерации представлен в разделе «Мы строим будущее России».
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
В 1 классе это разделы «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», куда органично входят темы, посвященные изучению природы и культуры, включая сопоставление прошлого и современности, выявление специфики в жизни жителей города и села, а также задания, заставляющие ребенка отыскивать и использовать материалы о своем родном регионе. Задания в учебнике построены на обращении учащегося к семейным альбомам, документам, истории своей семьи, своей родословной. Это подчеркивает и зрительный ряд учебников, где значимое место занимает рубрика «Из семейного альбома». Во 2 классе постоянное обращение к календарным традициям народов своего края во всех темах, связанных с праздниками годового календарного цикла: «Красные дни календаря», «Зимние праздники», «Старинные весенние праздники», «Летние праздники и труд». В 3 классе в рубрике «За страницами учебника» предлагаются проекты и мероприятия для изучения природных сообществ своего края, для знакомства с темой «Образы природы в старинном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края» и др. В 4 классе задания каждой темы раздела «Путешествие по Реке времени» предусматривает знакомство с прошлым своего края, с городом (селом), где живут учащиеся, с памятными местами, местными памятниками истории и культуры.
Учебники содержат материал, показывающий духовно-нравственные ценности нашего общества, понятия «норма», «идеал», формирующий у учащихся толерантность, позитивные (конструктивные) взаимоотношения в детском коллективе (темы «Как мы общаемся в мире?», «Мы помним наших земляков» (1 класс); «На свет появился с людьми породнился», «Муж и жена одна душа» «Святость отцовства и материнства», «Мудрость старости» (3 класс); «Мы дети родной земли» (4 класс)).
При обучении по учебникам Плешакова А.А и Новицкой М.Ю. у детей формируется уважительное отношение к семье, своей «малой родине», России, ее истории, природе и культуре, современной жизни. Учащиеся осознают ценности, целостность и многообразие окружающего мира.
Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета могут быть успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Таким образом, можно сделать вывод: учебники «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой УМК «Перспектива» предоставляют огромные возможности в формировании семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитании уважения многонационального поликультурного состава российского общества, что соответствует требованиям Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования II поколения «Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России». (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова,  А.А. Кузнецова.  М., 2008.)




















Литература:
1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова,  А.А. Кузнецова.  М., 2008
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М., 2008
3.Стандарты 2 поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. – М., 2011
4.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова и др. Уроки по окружающему миру: 1 кл.: пособие для учителя, «Просвещение», 2007
5.С.Н.Молодцова, Г.И.Огнева Формирование толерантных отношений, Сыктывкар, 2008
Заголовок 115