Наглядное моделирование при ознакомлении дошкольников со временем

Особенности восприятия времени дошкольниками.
Восприятие времени ребенку дается труднее, чем восприятие пространства, ведь у времени есть специфические особенности: время нельзя потрогать, нельзя увидеть, единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем). Время воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
А дошкольникам, чтобы усвоить ту или иную информацию, необходимо практически действовать.
Формирование представления о времени у дошкольников должно осуществляться с помощью использования наглядных и практических методов, на основе выполнения детьми различных действий с предметами - заместитеями и символами.
Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев без наглядной опоры носит формальный характер и не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
Занятия, проводимые с дошкольниками преимущественно словесными методами, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени о его текучести и необратимости, периодичности. Получаемые детьми сведения не раскрывают временных отношений.


Наглядные модели для ознакомления детей со временем.
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
В младшей и средней группах мы использовали плоскостные модели и одну форму движения – линейную. Дети, шагая по разноцветным лучикам солнца, произносили вслух названия дней недели, сопровождали названия движениями: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу (рабочие дни)– маршируем, шагаем в детский сад. Субботу и воскресение (выходные) –руки под щечку и спим. Лучики выходных дней на нашем календаре падают на домик.
По дням – лучикам мы считали, сколько дней сталось до дней рождения
, праздников и просто выходных. Ожидание дает возможность детям почувствовать течение времени.
Задача этого этапа- ребенок запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.
Дети запоминают дни недели неравномерно - лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. В младших группах это суббота и воскресение.
Ребятам понравилось в ответ на вопрос «А после воскресенья что?», хором начинать сначала «Понедельник, вторник»
В старшей группе познакомили с линейной моделью года – гусеницей. Наша гусеница состоит из 12-ти частей – месяцев, которые раскрашены соответственно времени года.
Кто может назвать месяц своего рождения?
Кто может показать месяц своего рождения на схеме?
Использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро
В средней группе знакомим детей с иной формой модели – по кругу. «Круговое движение» подводит детей к пониманию непрерывности времени. Мы работали с круговой моделью суток – усвоили, что новый день состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро, а следующее, не вчерашний вечер, а новый.
Аналогично работали и круговой моделью времен года.
Важный этап в наблюдениях за временем - приобретение к Новому году отрывного календаря! Работа с отрывным календарем начинается в середине старшей группы.
Отрывной календарь - как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
В старшей группе дети уяснили, , что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. Сутки служат исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем.
От отрывного календаря ежедневно отрывается листок с текущей датой и вкладывается в один из кармашков строки «Неделя» в зависимости от того, какой это день недели. Строка наполняется день за днем. Дети видят: прошла неделя.
. По окончании месяца все содержимое кармашков строки «недели» собирается и вкладывается в карман соответствующего месяца. Например, листочки января перемещаются в кармашек с подписью «Январь».
Так дети работают с календарем в течение года. Во второй половине года дети обращают внимание на то, как «похудел» отрывной календарь. Сколько дней – листиков этого года уже прошло и сколько осталось до конца года.
По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю мы увидели, когда закончился январь и наступил следующий месяц, узнали, как он называется.
- Посмотрите, какой толстый календарь в начале года, как много листков на нем. Каждый листок - это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год.
Календарь
-помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и год.
-помогает детям осознать взаимосвязь между единицами времени – сутками, неделями, месяцами и годами.
Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени
Таким образом, с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений.
Опыт работы по обучению детей ориентировки во времени показывает, что достаточно выделить, наглядно представить временную последовательность детям, научить пользоваться моделью, и они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность.


Игры на развитие чувства времени.
-Чего нельзя возвратить?
-Быстро летит, но не догонишь его. –
- Может ли дождь идти два дня подряд?

Игра «Заколдованный путник".
Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит: Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Вариант:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.
С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – ждет подарки детвора.
Их под елочку кладут
Там ребята их найдут.
Новый год спешит ,Ура!
Ждет подарки детвора.
От-от, от-от на пороге новый год
Арь-арь, арь-арь нужен новый календарь
Арь-арь, арь-арь, а в окне уже январь.
Календарик отрывной
Мы повесили с тобой.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди – к нам снегурка приходи!
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – к нам снегурочка пришла.
Вот-вот, вот-вот – встали дети в хоровод
Снежная красавица детям очень нравится.





Календари «ожидания», адвент – календари обратного отсчета.
Календарь «ожидания» можно придумать на любое событие, сделать, подходящим к любому поводу.
Если папа или мама папа часто улетают в командировки, подойдет календарь в виде самолета.
Придуманную идею надо нарисовать на бумаге.
Следующий шаг - придумать элемент, который надо отрезать. Для самолета подходят облака. Нарисовать такое количество облачков, сколько дней осталось ждать до события, пронумеровать каждое из них.
Затем приклеить облака к краю рисунка с самолетом – и календарь готов.
В ожидании дня рождения, например, нарисовать именинный торт, от которого нужно будет отрезать каждый день кусочки и, когда останется лишь один с именинной свечой, значит и настал день рождения. А можно «гасить» - отрезать свечи на торте.
В ожидании Нового года - нарисовать Деда Мороза, с длинной бородой, которую потом по чуть-чуть отрезать, пока дедушка Мороз не лишится ее вовсе.
Можно вешать на стенку и смотреть, как по утрам ребенок вскакивает с кровати и бежит отрезать еще один элемент, приближая тем самым заветный день.


История печатных календарей.
Выпуск первых массовых ежегодных изданий календарей произошел благодаря Петру I, в 1708г.- то есть 306 лет назад.
А уже с 1727 года частным лицам запрещалось печатать календари, и исключительное право стало принадлежать Санкт-Петербургской Академии наук. Деньги, вырученные от продажи календарей, шли на покупку спирта и камфоры для сохранения коллекций разных монстров и чучел зверей в Кунсткамере.
Примечательно, что в 1918 году были напечатаны самые «тонкие» календари, поскольку этот год был самым коротким в истории нашей страны - всего 352 дня. А все потому, что, в соответствии с Декретом Совнаркома «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», в стране было введено исчисление времени по новому стилю. В результате этой временной поправки год стал короче на 15 суток,- то есть после 31 января наступило сразу... 14 февраля.


Народы мира сегодня живут по разным календарям.
Духовное значение «старого» стиля, юлианского календаря – в согласовании лунного и солнечного цикла, принципиально важных для расчета даты Пасхи, времени снисхождения Благодатного огня в Иерусалиме.
15