Выступление на методическом объединении Системно-деятельностный подход при обучении изоискусства


1 слайд
Системно-деятельностный подход при обучении изоискусства.
В жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Одни несут к нашему сердцу красоту, другие навевают грусть, третьи складываются в эпическое повествование.
2 слайд
Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, балет, кино.
3 слайд
Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Так, без приобщенности к изобразительному искусству образы, возникающие при чтении литературного произведения, будут беднее.
Вспомним, к примеру, строки из стихотворения А. А. Фета:
4слайд
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно- красен,
И реки блестят извивы.
Четыре краткие строчки - и создан прекрасный образ. Но каждый ли «увидит» пейзаж близким тому, каким восхищался поэт?! Каждый ли представит себе краски вечернего неба, сложные оттенки зелени деревьев, розовый блеск речной глади? Далеко не каждый! Для многих картина будет самой общей и весьма туманной.
5 слайд
Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство.
Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника.
6 слайд
Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни. Конечно, за то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
7 слайд
Главной своей задачей считаю пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.
8слайд
Дени Дидро, философ-просветитель, писатель 18 века, сказал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех науках, искусствах и мастерствах».
9 слайд
Изобразительное искусство я преподаю с 1 по 11 класс. Стаж моей работы по предмету более 25 лет.
Когда начал работать, преподавание изоискусства велось по программе В.С.Кузина. По ней трудно было реализовать творческие способности детей, и я активно начал экспериментировать.
Когда появилась альтернативная программа Б.М.Неменского, я с радостью начал ее осваивать. Мне посчастливилось побывать на курсах, которые вели разработчики новой программы учителя- новаторы и практики с лаборатории Б.М. Неменского.
В основе программы положено творческое развитие детей путем приобщения на уроках к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.
10 слайд
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
11слайд
На своих уроках я стараюсь активно использовать приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Это помогает мне решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Конечно, это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
12 слайд
Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Уроки построены по блочно-тематическому принципу, что позволяет возвращаться к языку художественной выразительности изобразительного искусства в каждом тематическом блоке.
13 слайд
На уроках по данной программе активно применяю игровую драматургию изучаемой темы, прослеживаю ее связи с музыкой, литературой, историей, художественным трудом.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями.
14 слайд
Особую роль я отвожу организационному моменту - проверки готовности к уроку.
Чтобы эффективно прошел урок, многое нужно успеть сделать на перемене. Это подготовка воды, красок и многое другое.
Важно это делать не самому, а научить этому детей, которые с радостью включаются в эту работу, а так как у нас нет садика, то дети приходят не подготовленными. И хотя в школе ведется кружок «Дошкольник», это только частично решает проблему
.
15 слайд
Введение в новую тему я начинаю с эвристической беседы и погружения в какие-либо литературные произведения (сказки, стихотворения, загадки). Использую мультимедийные презентации и музыкальное сопровождение в качестве фона, это очень увлекает детей, формирует познавательные и социальные учебные мотивы, устремляет ученика к приобретению новых знаний и умений.
Индивидуальную работу на уроке чередую с коллективной творческой деятельностью учащихся.
16 слайд
После выполнения самостоятельной творческой работы обязательно провожу обсуждение рисунков, панно, объемных изделий, в ходе которого ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку работ с позиции их художественно-эстетической ценности, что способствует формированию коммуникативных учебных действий. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность детей направляю обсуждение в нужное русло.
17 слайд
Учу не только изображать, но рассматривать иллюстрации к книгам, репродукции картин известных художников, детские работы, что ведет к развитию наблюдательности, творческих способностей, самостоятельности; школьники учатся видеть в обычном предмете или объекте искусства что-то особенное, анализировать, сравнивать.

18 слайд
Многообразием видов деятельности и форм работы с учениками стимулирую их интерес к предмету и изучению искусства, что является необходимым условием формирования личности ребенка.
19 слайд
Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Организую их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Свое выступление закончу словами великого Гёте И.-В.
Прекрасное не может быть познано,
его необходимо чувствовать или
создавать.
Что мы и делаем с детьми на уроках изоискусства.
20 - 23 слайды
Это наши успехи в районных, областных и Всероссийских конкурсах.
24 слайд
Спасибо за внимание.