План — конспект урока В гости к весне!
План – конспект урока «В гости к весне»
(интегрированный урок для учащихся 4 класса (программа «Школа России») и учащихся 4 класса (программа специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Задачи:
образовательные: повторить характерные признаки весны; выявить изменения в природе;
развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
коррекционно - развивающие: развивать внимание, память, связную речь; развивать умение отвечать на вопросы полным развернутым ответом;воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
Цели: обратить внимание детей на изменения в природе; сравнить весеннюю природу с зимней; использовать ИКТ в процессе обучения.Оборудование: репродукции картин: Ф.А.Васильев «Оттепель», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Левитан «Март», И.И.Левитан «Весна. Большая вода» ; диск «Природа. Человек. Общество»; рисунок Незнайки; дидактические карточки «В гости к весне», «Будь природе другом»; тестовые задания «Проверь себя!»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока:
1. Мобилизующий организационный момент:
Прозвенел долгожданный урок,
Незнайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
Мы задания приготовили для вас,
Чтобы дружно работал весь наш класс!
2.Актуализация опорных знаний:
Учитель читает стихотворение, а дети отгадывают, к кому сегодня в гости они все отправятся:
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит, к нам пришла …. (весна).
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая, -
Значит к нам пришла … (Н.А.Некрасов)
Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
Остановка первая - «Весна»
- А что такое, ребята, весна? (дети отыскивают ответ в словаре)
На уроке сегодня мы идём в гости к весне, а точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна – прекрасное время года! Это пробуждение. Пробуждение земли, деревьев. (Просмотр демонстрации с диска «Природа. Человек. Общество» ( Тема 2 «Природа», 2.2. «Явления природы», Демонстрации, сезонные изменения в природе № 4 «Весна»)Вывешивается на доске схема «Весенние изменения»
Что же ребята, мы скажем Незнайке? Что мы сейчас выяснили?
Дети делают вывод на основе схемы на доске (Изменения в неживой природе вызывают изменения в живой природе)
Остановка вторая - «Месяцы весны»
- Кто ребята, назовет порядок и название весенних месяцев нашему Незнайке? Поможем ему? А сколько их? Повторим их хором!
Остановка третья - «Будь природе другом!»
- Мы уже сегодня сказали Незнайке, что произошли изменения в природе и появились насекомые. И с их появлением, чего нужно остерегаться людям? От какого из них человек может умереть? (клещи) При походе в лес нужно соблюдать правила. Давайте поможем Незнайке собраться в лес? (заправляем одежду, головной убор плотно к волосам, сапоги с заправленными наверх штанинами) После прогулки по лесу тщательно осматриваем себя.
- Ребята, а ведь Незнайка тоже что-то знает! Вот он решил нам показать знаки, которые помогут правильно вести себя в лесу. Посмотрим, что приготовил для нас он? (Дети рассматривают дидактические карточки «Будь природе другом!») Они делают обобщение по рассмотренным знакам.
Физкультурная минутка: вот сейчас мы закрепим, как надо правильно вести себя в лесу: Мы входим в лес; шагаем тихонько, не кричим, стараемся не ломать веток и кустов, не рвать цветы, а наклониться и полюбоваться ими, собираем аккуратно ягоды, собираем орехи на ветках, прыгаем тихонько как лягушка, пробираемся хитро меж кустов, как лисичка, тихо сели на пенек.
Остановка четвертая - «Первоцветы»
- отгадайте ребята, загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает» (подснежник) Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Они первыми появляются из-под снега, поэтому чаще всего их и называют подснежниками.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва, понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу - погода ясна и тепла,
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
(дети 4 класса «к» раскрашивают первоцветы, прочитывают названия из дидактической карточки друг другу; 4 класс выполняет задания в рабочей тетради диска «Природа. Человек. Общество»; затем дети 4 «к» выполняют тестовые задания на компьютере, а 4 класс выполняет письменно тестовые задания)3. Закрепление:
- Вот мы и вышли из леса к дому. Какие весенние месяцы запомнили?
- Что ребята, мы сегодня пожелаем Незнайке, если он соберется в лес?
- А какой цветочек из первоцветов вам больше всего понравился? А в нашем лесу вы видели какой – нибудь из них?
4. Итог урока:
- О каком времени года мы говорили?
5. Оценивание: дети сами решают, какие оценки они получили. Показывают смайлик с изображением настроения от проведенного урока.
6. Домашнее задание:
4 «к» класс составляет рассказ о весне по опорным словам ( яркое солнце, набухли почки, капают сосульки, прилетели перелетные птицы, расцвели подснежники)
4 класс – разгадывает кроссворд и заканчивает работу с тестом; подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.
Р.S.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа!
Всё, что нужно год от года
Нам дает сама природа!
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений, без животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!