Конспект занятия для детей 5-6 лет по лексической теме «Посуда»
Лексическая тема: «Посуда»
Цели:
- формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме;
- формировать умение образовывать существительные с суффиксами -ниц-,
-онк- с опорой на игру «Где живут продукты»;
- упражнять в подборе слов-антонимов
- развивать физиологическое дыхание; моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;
- развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;
-развивать связную речь
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды; схема для пересказа.
Ход занятия
1. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Улыбка
Чистим зубки
Вкусное варенье
Чашечка
2. Дыхательная гимнастика
Остудим чай: вдох через носик, а выдох через рот, губы вытянув вперед.
3. Дидактическая игра «Для чего нужна посуда»
- Сегодня к нам в гости пришёл Поваренок. Ему почтальон принёс много писем, давайте их прочитаем.
- Открывайте конверты и читайте письмо (в конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды. Дети по очереди открывают конверты)
- Что лежит в ваших конвертах?
-Для чего нужен этот вид посуды?
1. Нож, вилка, ложка
4. Дидактическая игра «Где живут продукты» (образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-)
- Ребята, Поворенак не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.
Где живет суп? Суп «живет» в супнице.
Соль в солонке.
Перец в перечнице.
Чай в чайнике.
Салат в салатнице.
5. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони
Будем маме помогать. Прыгают.
Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.
Про тарелки не забыли. Трут ладошки.
Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.
6. Упражнение «Части посуды»
- Ребята, Поваренок просит, чтобы мы ему помогли разобраться из чего же состоит посуда.
- Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка). Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Мелкая тарелка – глубокая тарелка
Тяжелая кастрюля – лёгкая кастрюля
Горячий чайник – холодный чайник
Чистый стакан – грязный стакан
Новый кофейник – старый кофейник
Острый нож – тупой нож
Мокрая ложка – сухая ложка
8. Дидактическая игра «Повар».
- Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)
- Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой).
- Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой
- Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)
- Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)
9. Составление рассказа по опорной схеме:
Что это?
Какого цвета?
Какой формы?
Большая или маленькая?
Из какого материала сделана?
Из каких частей состоит?
Для чего?
10. Итог занятия.
Рисунок 47Рисунок 1