Биосинтез белка, понятие о гене-источнике генетической информации


Биосинтез белка, понятие о гене-источнике генетической информации
Тема урока Биосинтез белка, понятие о гене-источнике информации
класс десятый
предмет биология
Цель урока Формирование знаний об универсальности генетического кода, матричном способе передаче наследственной информации во всех живых системах.
Ключевая идея Генетический код- универсальный носитель и передатчик наследственной информации, сформированный и доведенный до совершенства в процессе эволюции
Результат Знание и формирование практических навыков о работе матричного принципа передачи наследственной информации в живых системах на основе генетического кода
Ресурсы и оборудование Электронный учебник : «Биология 10-11 классов», ИД, флипчарты, дидактический тестовый материал, реквизиты для ролевых игр
Формы и стратегии урока Диалоговое обучение, развитие критического мышления ( стратегия «Шесть шляп» «мозговая атака») формативное оценивание, групповая работа ( составление кластера), формулирование открытых вопросов
Ход урока
Этапы урока Время Действия учителя Действия учеников
Побуждение. Создание коллаборативной среды 2 «Мультяшный» клип с музыкой Ученики танцуют
Актуализация темы 5 Учитель задает диалог. Постановка вопросов по таксономии Блума. От знания и понимания к анализу и синтезу Ученики принимают эстафету вопросов
Осмысление 14 Использование стратегии «шесть шляп»
Белая шляпа используется для того чтобы направить информацию. «Синяя шляпа» -контролирующий механизм , которая гарантирует наблюдение направлений всех шести шляп
Продолжение стратегии «Шесть шляп» «Черная шляпа» высказывает аргументы, почему это может не работать. «Красная шляпа» означает догадки и интуицию. «зеленая шляпа» фокусируется на креативности, возможностях и альтернативах
Защита кластера 5 Учитель задает тему кластера «Ген- как носитель наследственной информации» Ученики работаю в группах по альтернативной характеристики ДНК и РНК. Обмен мнениями. Анализ с использованием диаграммы Венна
Выполнение письменной работы по дидактическим карточкам 10 Учитель дает письменную работу с тестами по 5 открытых и закрытых вопросов с использование методики критериального оценивания Учащиеся выполняют тестовую работу и проверяют работу товарищей с помощью ИД со «шторкой»
Рефлексия 5 Учитель дает задание придумать синквейн Ученики выбирают термины, прозвучавшие на уроке
Формативное оценивание 2мин Учитель предлагает провести оценивание и самооценивание Ученики сами выбирают форму оценивания. «Лестница успеха» «Абрис ладони»
Подведение итогов урока 1 мин Предлагаются провести выводы по уроку. Суммативное оценивание с учетом формативного оценивания Ученики приглашаются к обсуждению итогов урока и итогов суммативного оценивания
Домашнее задание 1 мин Домашнее задание записывается на ИД Учащиеся предлагают друг для друга креативные задания, написать эссе, составить кроссворд, придумать альтернативные варианты генетического кода на возможных других цивилизациях
P.S. Текст для разбора постратегии шести шляпК пятидесятым годам было известно, что ДНК – большая молекула, которая состоит из тысяч соединенных между собой в линию маленьких молекул четырех разных видов – нуклеотидов. Также ученые знали, что именно ДНК отвечает за хранение и передачу по наследству генетической информации, похожей на текст, написанный алфавитом из четырех букв. Неизвестными оставались пространственная структура этой молекулы и механизмы, по которым ДНК передается по наследству от клетки к клетке и от организма к организму.В 1948 году Лайнус Полинг открыл пространственную структуру других макромолекул – белков. Прикованный нефритом к постели Полинг несколько часов складывал бумагу, которой он пытался смоделировать конфигурацию белковой молекулы, и создал модель структуры, названной "альфа-спиралью".По словам Уотсона, после этого открытия в их лаборатории была популярна гипотеза о спиральном строении ДНК. Уотсон и Крик сотрудничали с ведущими специалистами по рентгеноструктурному анализу, а Крик умел практически безошибочно обнаруживать признаки спирали на снимках, полученных таким способом.Полинг тоже считал, что ДНК – спираль, причем, состоящая из трех нитей. Однако, он не мог объяснить ни природы такой структуры, ни механизмы самоудвоения ДНК для передачи дочерним клеткам.Открытие двуспиральной структуры произошло после того, как Морис Уилкинс тайно показал Уотсону и Крику рентгеновский снимок молекулы ДНК, сделанный его сотрудницей Розалинд Франклин. На этом снимке они четко узнали признаки спирали и направились в лабораторию, чтобы проверить все на объемной модели.В лаборатории выяснилось, что мастерская не поставила необходимые для стереомодели металлические пластины, и Уотсон вырезал из картона четыре вида макетов нуклеотидов – гуанина (G), цитозина (C), тимина (T) и аденина (A) – и стал раскладывать их на столе. left000И тут он обнаружил, что аденин соединяется с тимином, а гуанин – с цитозином по принципу "ключ-замок". Именно таким образом соединяются между собой две нити спирали ДНК, то есть напротив тимина из одной нити всегда будет находиться аденин из другой, и ничто иное.Такое расположение позволило объяснить механизмы копирования ДНК: две нити спирали расходятся, и к каждой из них достраивается из нуклеотидов точная копия ее бывшей "партнерши" по спирали. По такому же принципу, как с негатива в фотографии печатают позитив.
Очень печально сложилась судьба Розалинд Франклин. Уилкинс называл свою подчиненную исключительно "синим чулком" и находился с ней в постоянном конфликте. Хоть Франклин и не поддерживала гипотезу о спиральном строении ДНК, именно ее снимки сыграли решающую роль в открытии Уотсона и Крика. И, может, Полинг удостоился бы четвертой Нобелевской премии, если бы он смог увидеть эти снимки раньше, чем британские исследователи.
До премии, которую получили Уилкинс, Уотсон и Крик, Розалинд не дожила. Она скончалась от рака в 1958 году.