Рабочая программа по музыке Алеев и Кичак 4 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- ООП НОО МОБУ СОШ №1 им. М.Абдуллинас.Киргиз-Мияки, приказ № 6 от 13.01.2012 г.
-Примерной программы начального общего образования по музыке (2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.),
- рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013. - 107, [5] с.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса МОБУ СОШ №1 им. М.Абдуллина и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение музыки в четвёртом классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе
; - привить основы художественного вкуса; - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию. Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми
Общая характеристика учебного процесса.
Музыкальную основу программы составляют: произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, образцы духовной музыки, народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: - литературным чтением (стихотворения русских поэтов, фрагменты сказок, К. Паустовский «Старый повар»); - изобразительным искусством (ярко образные, доступные по восприятию репродукции картин русских и зарубежных художников, изделия мастеров народных промыслов); - окружающим миром.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
- метод междисциплинарных взаимодействий; - метод восхождения от частного к общему.
- метод наблюдения за музыкой; - метод убеждения и увлечения музыкой; - метод импровизации;
- метод переинтонирования;
- метод «сочинения уже сочинённого»
; - метод размышления о музыке.
Реализация вышеизложенных задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых: - хоровое пение; - слушание музыки и размышление о ней; - игра на детских музыкальных инструментах; - музыкально-ритмические движения;- пластическое интонирование; - импровизация; - музыкально-драматическая театрализация.
Реализация вышеизложенных задач осуществляется через различные формы
музыкальной деятельности, главные из которых:
- наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней;
- пение;
- инструментальное музицирование;
- музыкально-пластическое движение;
- драматизация музыкальных произведений;
- импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОБУСОШ№1 им.М.Абдуллина на изучение музыки в 4 классе начальной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса
; - в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
в области личностных результатов: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
в области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно- творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса); - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала меж- дисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе вы- явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города). в области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально- драматических спектаклях);
- знание имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди; - умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; - умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации); - знание названий различных видов оркестров;
- знание названий групп симфонического оркестра; - умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия – фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»).
К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
Содержание учебного предмета. В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили: - стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония №40; Л. Бетховен. Симфония №5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»); - стиль творчества отдельного композитора (В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ); - стиль музыкального течения («Могучая кучка»); - стиль направления (венский классицизм). «Россия – любимая наша страна...» (1 час) Великое содружество русских композиторов. (2 часа) Тема Востока в творчестве русских композиторов. (1 час) Музыка Украины. (1 час) Музыка Белоруссии. (1 час) Музыкант из Желязовой Воли. (1 час) Блеск и мощь полонеза. (1 час) Музыкальное путешествие в Италию. (1 час) «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. (1 час) Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. (1 час)Знаменитая Сороковая. (1 час) Героические образы Л. Бетховена. (1 час) Песни и танцы Ф. Шуберта. (1 час) «Не ручей ‒ море ему имя». (1 час) Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. (1 час) «Так полюбил я древние дороги...» (1 час) Ноктюрны Ф. Шопена. (1 час) «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами». (1 час) Арлекин и Пьеро. (1 час) В подводном царстве. (1 час) Цвет и звук: «музыка витража». (1 час) Вознесение к звёздам. (1 час) Симфонический оркестр. (2 часа) Поэма огня «Прометей». (1 час) «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. (1 час) Джазовый оркестр. (1 час) Что такое мюзикл? (1 час) Под небом Парижа. (1 час) Петербург. Белые ночи. (1 час) «Москва... как много в этом звуке...» (1 час) «Россия ‒ священная наша держава, Россия – любимая наша страна». (2 часа Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы Дата проведения Примечание
План. Факт. 1. «Россия – любимая наша страна…»
4а-4.09
4б-8.09
4в-4.09 2 Великое содружество русских композиторов.
4а-11.09
4б-15.09
4в-11.09 3 Тема Востока в творчестве русских композиторов.
4а-18.09
4б-22.09
4в-18.09 4 Музыка Украины.
4а-25.09
4б-29.09
4в-25.09 5 Музыка Белоруссии.
4а-2.10
4б-7.10
4в-2.10 6 Музыкант из Желязовой Воли.
4а-9.10
4б-14.10
4в-9.10 7 Блеск и мощь полонеза.
4а-16.10
4б-21.10
4в-16.10 8 Музыкальное путешествие в Италию.
4а-23.10
4б-28.10
4в-23.10 9 «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.
4а-30.10
4б-11.11
4в-30.10 10 Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.
4а-6.11
4б-18.11
4в-6.11 11 Знаменитая Сороковая.
4а-13.11
4б-25.11
4в-13.11 12 Героические образы Л. Бетховена.
4а-20.11.
4б-2.12
4в-20.11 13 Песни и танцы Ф. Шуберта.
4а-27.11.
4б-9.12
4в-27.11 14 «Не ручей – море ему имя».
4а-4.12
4б-16.12
4в-4.12 15 Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.
4а-11.,18,25.12
4б-23.12,30.
4в-11.,18,25.12 16 «Так полюбил я древние дороги…»
4а-15.01
4б-
4в-15.01 17 Ноктюрны Ф. Шопена.
4а-22.014б-
4в- 18 «Музыка Шопена – это пушки, при-крытые цветами».
4а-
4б-
4в- 19 Арлекин и Пьеро.
4а-22.01
4б-3.02
4в-22.01 20 В подводном царстве.
4а-29.01
4б-10.02
4в-29.01 21 Цвет и звук: «музыка витража».
4а-5.02
4б-17.02
4в-5.02 22 Вознесение к звёздам.
4а-12.02
4б-24.02
4в-12.02 23,24 Симфонический оркестр.
4а-19.02,26.02
4б-3.03,10.03
4в-19.02,26.02 25 От курая до оперы
4а-5.03
4б-17.03
4в-5.03 26 Поэма огня «Прометей».
4а-12.03
4б-7.04
4в-12.03 27 «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
4а-19.03
4б-14.04
4в-19.03 28 Джазовый оркестр.
4а-2.04
4б-21.04
4в-2.04 29 Что такое мюзикл?
4а-9.04
4б-28.04
4в-9.04 30 Под небом Парижа.
4а-16.04
4б-5.05
4в-16.04 31 Петербург. Белые ночи.
4а-23.04
4б-12.05
4в-23.04 32 «Москва! Как много в этом звуке…»
4а-30.04
4б-19.05
4в-30.04 33 Сходство и различие между музыкой народов Поволжья и других народов
4а-7.05
4б-26.05
4в-7.05 34 Фольклор и
Профессиональное композиторское творчество 4а-14.05
4б-26.05
4в-14.05 35 Заключительный урок по теме года «Музыкальное путешествие». 4а-21.05
4б-26.05
4в-14.05 8.Оснащенность образовательного процесса
1.В.В.Алеев,Т.Н.Кичак . Учебник «Музыка» в двух частях 4 класс, часть 1. ,2 М., Дрофа,11издание стереотипное», 2014 год.
2. В.В.Алеев,Т.Н.Кичак . «Музыка « Рабочая тетерадь » 11издание стереотипное Дрофа, 2014 год
3.«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2012.
4. CD - диск. Электронное приложение к учебнику музыка автор. В.В.Алеев,Т.Н.Кичак , Дрофа 2014
5. Поурочные разработки по музыке авторов. В.В.Алеев,Т.Н.Кичак , Дрофа 2014
Интернет-ресурсы.
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ruТехнические средства обучения.
1. Ноутбук
2. Ксерокс
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано); - комплект детских музыкальных инструментов; - аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.