Урок математики на тему Умножение рациональных чисел


ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по математике
ФИО (полностью) Корчикова Мария Владимировна
Место работы МБОУ «Аршановская СШ»
Должность Учитель математики
Предмет Математика
Класс 6
Тема урока Умножение рациональных чисел
Базовый учебник Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2014.
8. Цели урока:
Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Предметные: закрепить у учащихся представление о умножении рациональных чисел и умение применять полученные знания на практике. Планируемые результаты
Учащиеся умеют умножать рациональные числа; применять полученные знания при решении математических задач
Основные понятия: рациональное число, положительные и отрицательные числа
Задачи по содержанию:
Метапредметные (развивающие):
-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений
-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, делать вывод; для проявления
инициативности и самостоятельности
-Познавательные: создать условия для получения навыка работы с рациональными числами.
Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков применения полученных знаний на практике;
Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах
УУД: Л (личностные),П(познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)
Тип урока: урок закрепления изученного материала
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (листы самооценки, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной, групповой и работы в парах), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint,
13. Структура и ход урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ныеРегулятивные Коммуникатив-
ныеЛичност-
ные1 2 3 5 6 7 8 9 10 1 Организационный момент приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с картой рефлексии.
(Здравствуйте, дети. Мы начинаем наш урок. Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну рациональных чисел.)Знакомство с картой самооценки урока, уточнение критериев оценки, а также тему урока 2 Создать благоприятный психологический настрой на работу Прогнозирование своей деятельности Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение выделять нравственный аспект поведения
мотивация учения
2 Постановка проблемы “Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.Богач прямо затрясся от жадности: – Чего ты стоишь? Умножай скорее!– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!Богач бросился к своим сундукам да как закричит: – Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.″
Создание проблемной ситуации.
Как вы думаете, почему так получилось?
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (да)
Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать?
А какие числа еще можно перемножать? (отрицательные)
Итак, тема нашего урока: «Умножение рациональных чисел».
Откройте тетради и запишите тему и число.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, ставят перед собой цели и задачи урока 3 3 Актуализация знаний Итак, мы находимся на платформе станции. Нас ожидает паровоз и необходимо собрать свой багаж – знания по теме «Действия с рациональными числами»
Задания для устного счета:
1) -8,4 +(-8,4)=0;
2) (-6,7)*(-10)=-67;
3) (-2,2)+3,5=1,3;
4) -13-8=-5;
5) 15-18=-13;
6) 7,4-(-3,2)=-10,6;
7) -9*6=-54.
Примечание: если ребята согласны с ответом, то поднимают зеленую сигнальную карточку, если же не согласны, то - красную сигнальную карточку.
1) Учащиеся поднимают сигнальные карточки, объясняя свою точку зрения
6 структурирование собственных знаний. контроль процесса и результатов деятельности. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определение границы собственного знания и «незнания»
4 Закрепление ранее изученного материала



Индивидуальная работа Багаж собрали и мы отправляемся в путешествие.
Сначала найдем свое место в вагоне, определив знак произведения (выдается карточка, в которой необходимо определить знак произведения):
1) «+»·«-»·«-»·«+»·«-»·«-»
2) «-»·«-»·«-»·«+»·«+»·«+»·«-»·«-»
3) «-»·«+»·«-»·«-»·«+»·«+»·«-»·«+»·«-»·«-»·«+»
Обменяйтесь пожалуйста тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга (ответы на слайде)
Поставьте себе оценки за эту станцию.
Работа в парах
Ну вот мы и отправились в страну рациональных чисел. Первая наша остановка называется Станция «Девятое»
(каждому учащемуся выдается карточка с заданием, после нахождения ответа каждый учащийся должен сложить свой ответ с ответом соседа по парте, произведение этих двух чисел должно быть равно 9 )(-0,5)*6
-1819*(-196)8113*(-139)-0,25*43. -1817*(-176) -0,6*(-5)Молодцы, ребята, поставьте себе оценки за эту станцию. Продолжаем наше путешествие
Определяют знак умножения, обмениваются тетрадями, производят взаимопроверку с помощью презентации
Работают в парах, помогая и проверяя друг другаЗаполняют листы самооценки 12 формирование интереса к данной теме; отработать вычислительные навыки при умножении отрицательных чисел и чисел с разными знаками
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Формирова-ние готовности к самообразо-ванию5 Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 3 6 Закрепление ранее изученного материала





3. Групповая работа
Ребята, вы заранее были разделены на группы, рассядьтесь пожалуйста
Следующая станция «Расшифровиловка»
У каждой группы на столе лежит карточка с заданиями, ваша задача, распределить между участниками группы задания, найти ответы и буквы, соответствующие этим ответам. Далее распределить их в порядке возрастания и, если все вычисления выполнены верно, то сможете разгадать слово.
1)-178∙1132) 279∙-3353) - 2,7* (-0,9)
4) - 6,7 (- 2,4)
5) -1,4 · (-5) + (-11)
6) 103 + 12,5 · (-8)
7) -3,2 · 4 - 12,6
8) -145∙178(Заранее три учащихся подготовили историческую справку)
Распределяют между членами группы примеры, структурируют итоги, составляют слово, слушают выступление учащегося с исторической справкой
Проверяют правильность выполнения и оценивают себя в листе самоконтроля 13 формирование интереса к данной теме; отработать вычислительные навыки при умножении отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Формирова-ние готовности к самообразо-ваниюУмение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи
7 Подведение итогов урока Итак, ребята, вот и подходит к концу наше путешествие и у нас осталась одна последняя станция «Итоговая»
-Скажите, все ли поставленные перед собой цели в начале урока мы достигли?
- Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
- Как умножить два числа с разными знаками?
- Как умножить две обыкновенные дроби?
- Как умножить два смешанных числа?
Молодцы, все это мы с вами сегодня повторили
Возьмите лист самооценки и и заполните его.
Отвечают на
вопросы
Заполняют листы самооценки, сдают их учителю 4 Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. формировать внимательность и аккуратность требователь-ное отношение к себе и своей работе.
8. Домашнее задание
Обязательный уровень: №1037, №1039
Повышенный уровень: №1041
Творческий уровень: Подготовить историческую справку или сообщение на тему «Рене Декарт» (слово 4 группы)
Поясняет выполнение задания. Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. 2 Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
(Вот мы и прибыли в «Страну рациональных чисел». Выходим на перрон и что же мы видим? Перед нами яблоня, на которой нет ни одного яблочка! Ребята, давайте украсим нашу яблоньку. У вас на столах лежат яблочки. Если вам сегодня все было понятно и все понравилось, то прикрепите на яблоню красное яблоко, если в ходе урока вам чего- то не хватило или не все было понятно, то прикрепите желтое яблоко, если же вы считаете, что польза от этого урока мала, то- зеленое яблоко) Заполняют карты рефлексии 2 оценивание собственной деятельности на уроке Карта самооценки
190493175ФИ учащегося
Платформа
Багаж
«Девятое»
«Расшифровиловка»
Итог
Историческая справка
КИТАЙ (1 группа)
Историческая справка: “ К созданию понятия отрицательного числа китайские ученые подошли раньше математиков других народов, во II в. до н. э. Положительные количества в китайской математике называли “чжен”, отрицательные – “фу”. Их изображали разными цветами: “ чжен” - красным, “ фу” - черным. Такой способ изображения использовался в Китае до середины ХII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел - цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали черточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил их сложения и вычитания можно считать одним из самых крупных открытий китайских ученых”
ДИОФАНТ (2 группа) Александрийский,
последний великий математик древности.
Французский историк, основываясь на некоторых данных, определил, что Диофант жил в середине XI в. н.э., но другие ученые, открывшие сочинения Диофанта в библиотеке Ватикана, относили время его жизни к середине XI века.
До наших дней дошли два произведения Диофанта и оба не полностью.
Один из трудов – “Арифметика”; 6 книг из 13; содержит много информации об уравнениях и способах их решения. Он решал такие уравнения, которые получили в современной математике название “диофантовых”. В своих трудах он обратил внимание, что одних только положительных чисел недостаточно, и Диофант делает решительный шаг – вводит отрицательные числа.
Для этого он определяет новый объект “недостаток” и формулирует правила действия с ним. Диофант имеет: “Недостаток, умноженный на недостаток, дает наличие; недостаток, умноженный на наличие, дает недостаток”.
ЕВРОПА(3 группа)
Историческая справка: “ В Европе с сознанием уверенности в справедливости своих вычислений начал оперировать с отрицательными числами французский математик Никола Шюке. В своих трудах в 1484 г. Он рассматривает задачи, приводящие к уравнениям с отрицательными корнями. Шюке заявляет, что “это вычисление, которое иные считают невозможным, правильно”.
Чех Ян Видман уже писал “+” и “ - ” для сложения и вычитания. А чуть позднее немецкий ученый Михель Штофель написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана в 1544 году. В ней встречаются такие записи для чисел: 0 – 2; 0 + 2; 0 – 5; 0 + 7. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел.
Вот почему с большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа”.