Математический поезд Занимательный урок во время предметной декады.









Разработка урока по теме: «Математический поезд» (в рамках методической недели)













«Математический поезд»

Тема: Умножение двучленов. Возведение одночлена в степень. 7 класс.
Задачи: Систематизировать и обобщить знания учащихся об умножении одночленов, возведении одночлена в степень;
Продолжить формирование вычислительного навыка учащихся;
Развивать творческую, мыслительную, логическую деятельность учащихся; учить объективно оценивать и корректировать свою деятельность в ходе урока; формировать умение четко и ясно излагав свои мысли;
Прививать интерес к математике; воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе.

Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.

Методы обучения: Репродуктивный, поисковый, методы самостоятельной работы.

Оборудование:
Вывесил: кассовый зал, мягкий вагон, плацкартный вагон, общий вагон, станция «Рыболовная», «Грибная», талоны, жетоны, карточки-задания («посадочные талоны»), карточки-задания в виде рыб, грибов, билеты, макеты из плотной бумаги: касса №1, касса №2, справочное бюро, таблицы: правила получения билетов, стоимость билетов, цены справок; колокол.

ХОД УРОКА;
I. Организационный момент. Постановка целей.
а) Учитель просит учащихся записать дату и тему урока.
б) Вступительное слово учителя, постановка цели.
Ребята, сегодня на уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие на математическом поезде. Во время путешествия я хочу, чтобы вы еще раз вспомнили, как умножаются одночлены, как возвести одночлен в степень, вспомним, когда пересекаются графики линейных функций и как найти координаты точек пересечения. При решении задач постараемся развивать навыки логического мышления. Мои помощники консультанты в роли «кассиров» и рабочих «справочного бюро» помогут мне в этом путешествии. А сейчас я предоставлю слово «дежурному вокзала».
в) «Дежурный вокзала» зачитывает правила получения билетов.
1. При входе в кассовый зал получите посадочный талон - конверт с тремя заданиями и шестью жетонами.
2. Садитесь за парту и, достав из конверта карточки-задания, ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задания.
3. Запишите решения и ответы в тетрадях и обратитесь в кассу за получением билета.
4. Полученный билет предъявите проводнику вагона.
Примечание: если вы не можете решить данные задания, то можете обратиться за помощью в «справочное бюро».

г) Консультант из «справочного бюро» оглашает «цены справок».
1. Проверка правильности решения задачи и указание ошибки - бесплатно.
2. Просьба дать вопрос помогающий найти путь решения заданий - 1 жетон.
3. Подсказка пути решения задачи - 2 жетона.
4. Просьба решить задачу - 3 жетона.
д) «Кассиры» объявляют «стоимость билетов».
1. Билет в «мягкий вагон» выдается при правильном решении всех заданий и предъявлении в кассу 4 жетонов.
2. Правильное решение всех заданий и наличие 3 жетонов дает право на получение билета с «плацкартой».
3. Для получения билета в «общий вагон» достаточно одного жетона при правильном решении задач.
Учитель: Итак, «Математический поезд» составлен из трех вагонов: «мягкий», «плацкартный» и «общий». Желающие совершить путешествие должны приобрести билеты.
Таблички: «мягкий вагон» I ряд
«плацкарта» II ряд
«общий вагон» III ряд
П. Актуализация знаний.
а) Самостоятельная работа.
Учащиеся получают конверты с заданиями + 6 жетонов и решают их согласно выше приведенных правил. Задания составлены из номеров, взятых из учебника «Алгебра 7»; логических задач из «Занимательной математики», а также из сборника тестов.
Например: 1 карточка
1. Упростите выражение:
а) -0,8 m2n * (-0,5 m5 n7) =
б) 0,3 у2 * (1/3 х4 у6) =
2. Пересекаются ли графики функций:
а) у= 1,2 х - 3 и у= 1,2 x + 5
б) у= 5x +1 и у= 7х - 4
Для пересекающихся графиков вычислите координаты их точки пересечения.
3. Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?
б) взаимопроверка.
Учащиеся при необходимости пользуются услугами «справочного бюро» и покупают билеты. «Справочное бюро» имеет исключительно важное значение его назначение помочь учащимся решить задачи самостоятельно и только в крайнем случае дать готовое решение или сообщаем ответ. Учащиеся, не получившие билетов, производят посадку в «общий вагон».
«Дежурный по вокзалу» дает звонок и сообщает о том, что поезд отправляется.
Учитель сообщает учащимся о том, что они могут вовремя перейти в вагоны на разряд выше и перекомпостировать свои билеты путем решения задач или ответы на вопросы.
в) повторение.
Во время движения поезда учитель задает вопросы учащимся.
1) Как возвести в степень произведение?
Учитель: «Внимание! Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «Рыболовная». Стоянка поезда 10 минут.

III. Закрепление.
Прослушайте правила пребывания на этой остановке!
Из каждого «вагона» выходят по 2-3 человека, им даются «удочки». Каждая команда должна поймать не менее 1,5 кг рыбы на «уху». Рыба считается пойманной, если ее вытащили из «реки» удочкой и правильно решили прикрепленную к ней задачу. В случае ошибочного решения рыба
Отпускается в «реку». Товарищи пассажиры! Соблюдайте порядок! Задания учащиеся зачитывают в кассу, решают у доски, а остальные в тетрадях.
Учитель и консультанты следят за правильностью решения, меняют билеты, переводят пассажиров в вагоны на разряд выше или ниже.
1 рыба: Перемножьте одночлены:
-11 х2 у и 0,3 х2 у2
2 рыба: Выполните возведение в степень:
( - 2а4b2)3
3 рыба: Упростите выражение:
(ху)3*( - 3х4 у2 )
4 рыба: Перемножьте одночлены:
а5b и -аb3с
5 рыба: Выполните возведение в степень:
( - 3х2у)4
6 рыба: Упростите выражение :
0,5 а2 b3 * (-2 b) 6
7 рыба: Перемножьте одночлены:
4 ху и х2 и у3
8 рыба: Выполните возведение в степень:
( - а2вс3)5
9 рыба: Упростите выражение :
- 7 с8 (- 0,4 с3)2
Учитель: «Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется! Будьте осторожны!
Во время пути учитель задает вопрос на повторение: «Как возвести степень в степень?»
Учитель: «Внимание! Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «Грибная». Стоянка - 10 минут. Прослушайте правила пребывания на этой станции! Из каждого вагона выходят по 1 пассажиру, берут гриб и решают прикрепленное к нему задание. Побеждает та команда, которая за 10 минут соберет большее количество грибов. Гриб считается съедобным, если прикрепленное к нему задание выполнено верно. Товарищи пассажиры! Будьте внимательны!
Задание учащихся зачитывают классу, по очереди решают у доски, а остальные в тетрадях. Учитель и консультанты следят за правильностью решения, меняют билеты, переводят пассажиров в вагоны на разряд выше или ниже.
1 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
25а4*(3а3)2
2 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
(-3b6)4*b
3 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
813 QUOTE 1415
4 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
( - с 2) 3 * 0,15 с 4
5 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
(-10 с2)4* 0,0001 с11
6 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
(3 b5)2 *2\9 13 QUOTE 1415
7 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
(- 2 х3) 2 * ( - 1/4 х4)
8 гриб: Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
(-1/2у4)3*(-16у2)
Учитель: «Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется! Будьте осторожны!
Во время пути учитель задает вопрос на повторение: «Сформулируйте правило умножения степени».

IV. Домашнее задание.
Учитель: Товарищи пассажиры! Наш поезд прибывает на конечную станцию «Призовая»! уложите свои вещи! (Записать домашнее задание). К выходу я вас приглашу.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Учитель: «Внимание! Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «Призовая». Товарищи пассажиры! Я благодарю вас за совершенное путешествие, во время которого мы с вами узнали много интересного и увлекательного. Всем пассажирам «мягкого» вагона выставляется оценка «5», пассажиры «плацкартного» вагона получают оценку «4», пассажирам приехавшим в «общем вагоне» надо внимательнее отнестись к домашней работе.

Всем счастливого пути по стране математике!

 
·