Методический материал Обобщение опыта работы с молодыми педагогами
Обобщение опыта работы с молодыми педагогами.
Работа с молодыми педагогами – одно из приоритетных направлений в деятельности гимназии. Показателем эффективности работы с молодыми специалистами является раскрытие их профессионального потенциала, привлечение к участию в общественной жизни коллектива, развитие творческих способностей, наличие потребности в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Работа с молодыми педагогами в гимназии ведется по четырем направлениям:
-адаптация молодого педагога в образовательном пространстве;
-развитие профессиональной компетентности молодого педагога;
-формирование единого молодежного педагогического сообщества;
-организация наставничества.
Для развития профессиональной компетентности молодых педагогов используются различные по формам и целям мероприятия. К таковым относятся: форумы молодых специалистов; участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства; создание и реализация педагогических проектов; курсы повышения квалификации, семинары-практикумы районного и городского уровня.
Посещение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов, проводимых не только в гимназии, но в районе и городе позволяет молодому педагогу наметить свою индивидуальную траекторию в образовательной среде.
В гимназии работает «Школа молодого педагога».
Школа работает для молодых и начинающих учителей и рассчитана на три года обучения. Программа деятельности направлена на повышение педагогической компетентности молодых и начинающих учителей. В «Школе молодого педагога» совместно с наставником разрабатываются программы сопровождения деятельности начинающего учителя, оказывается помощь молодым педагогам в развитии мотивации, направленной на профессиональное самосовершенствование (участие в конкурсах, проектах, курсах повышения квалификации и др.). Учитель - наставник совместно с молодым учителем создают портфолио молодого учителя, где отражены педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами о проведенных уроках и т.д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Школа молодого педагога проводится в форме теоретических и практических занятий. Основной принцип работы – принцип диалога, межличностной коммуникации. В работе с молодыми педагогами применяются наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые игры, диспуты, конкурсы, работа в «малых группах», презентация творческих проектов, анализ ситуаций, развивающий деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать обдуманные решения, умение аргументировано формулировать образовательные цели и задачи, изучение передового педагогического опыта. Именно такие формы работы ускоряют процесс вхождения молодого учителя в образовательную педагогическую среду. Заседания Школы проводятся 1 раз в четверть. В течение всего года, наставники, педагоги высшей и первой квалификационной категории проводят консультации с молодыми педагогами.
Наставничество рассматривается в качестве одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого специалиста. Важная особенность наставничества – сохранение и передача опыта и традиций.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке, поэтому наставник обращает внимание молодого учителя на:
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;
возможность использования полученных знаний в практической деятельности;
освоение основ педагогической деятельности (подготовка и проведение уроков, анализ урока; формы, методы и приёмы обучения и др.)
Между молодыми педагогами и учителями-стажистами сложилась система взаимообогащения, наставничества. С введением нового стандарта она получилась двусторонней: оказалось, что молодые учителя лучше владеют новыми информационными технологиями, лучше адаптируются в быстро меняющихся современных условиях организации образовательного процесса. Многие из них приходят с хорошей теоретической подготовкой, но не имеют опыта практической деятельности, поэтому молодому педагогу есть чему поучиться у состоявшихся профессионалов: работе с родителями, слабоуспевающими, решению конфликтных ситуаций.
В конце каждого года работы с молодыми специалистами проводится итоговое заседание, где молодые учителя совместно с наставниками знакомят коллектив с результатами работы. Молодые педагоги отмечают, что у них сформировалось уверенное поведение в школе, они нашли свое место среди учителей, получили доверие от родителей и детей, нашли свой личный стиль педагогической работы, научились адекватно оценивать результаты проделанной работы и планировать свою деятельность.
Результатом методической работы в системе «Наставник – молодой учитель» явилось создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов — от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединениях до участия в профессиональных конкурсах, в которых участники заявили личную концепцию образовательного процесса.