Пояснительная записка по УМК Планета Знаний 3 класс литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык» (УМК «Планета Знаний»).
Целью комплекта «Планета Знаний» является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Цели курса:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ МОиН №363 от 06.10.2009 г.)
3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Федеральным учебным методическим объединением по общему образованию; протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15)
4.Авторская программа Л.Я.Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» (УМК «Планета Знаний»).
5.Учебник «Русский язык» Л.Я.Желтовской, О.Б. Калининой АСТ Астрель 2012г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов (4 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета Русский язык в 3 классе. В учебном плане лицея на изучение литературного чтения отводится 136 часов в год (4 часа в неделю). В 2016-2017 учебном году на расширение содержания курса «Русский язык» добавлен один час в неделю из вариативного компонента. Всего 175 часов. В 2016-2017 учебном году согласно календарному графику и расписанию лицея данная учебная программа реализуется за 170 часов. Сохранение содержания курса достигается за счет резервного времени.
Сохранение содержания материала осуществляется за счет уроков повторения, резервных часов.
Запланировано:
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Контрольные работы
Списывание 1 1 1 1
Диктант 3 1 2 2
Проверочная работа 1 1 1 1
Комплексная работа -- -- -- 1
Словарный диктант 1 1 1 1
Обучающие работы
Изложение 1 2 1 1
Сочинение 1 1 2 1
Система оценки планируемых результатов выражена в проверочных, самостоятельных и контрольных работах. Показатели уровня успешности учащихся выражены в пятибалльной системе.