Психолого-педагогические рекомендации для родителей будущих первоклассников по развитию познавательной сферы

Психолого-педагогические рекомендации для родителей будущих первоклассников по развитию познавательной сферы.
Рекомендации для развития внимания.
Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость. 
1.    На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.
2.      В каждый урок  в урок, включайте  задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
3.      Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.
4.      Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
5.      Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
6.      Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
7.      Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
8.      Предлагайте детям:
А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;
В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них; 
9.   Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
10.  Периодическое переключение с одного вида  работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.
                                 Рекомендации для развития памяти.
    Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг. 
1.       При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). 
2.       К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание). 
3.       Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей проёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: 
а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 
б)  Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 
в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 
г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.                  
                            Рекомендации для развития мышления и речи.
    Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.
    Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления. 
    Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. 
1.                 Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
2.     Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
3.     Нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
4.     Складывание целого из частей (разрезные картинки);
5.     Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
6.     Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
7.     Использовать задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.
8.     Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
9.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 
10. В целях развития речи:
а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;
в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

Заголовок 215