Конспект урока по изобразительному искусству на тему Морозные узоры
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Предмет: изобразительное искусство
Тема: Морозные узоры
Класс: 1А
Учитель: Кунакбаева О.М.
Нефтекамск 2014г.
Цели и задачи урока:
Продолжать формировать знания о народном декоративно-прикладном творчестве, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную техники рисования; Развивать умение составлять композицию рисунка, образное представление и фантазию; Закреплять навык графического изображения; Воспитывать эстетический вкус и аккуратность.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели.
Учитель: Дорогие, ребята! Нам пришло послание от Деда Мороза! Зачитываем письмо:
“Дорогие дети! Лучшие на свете! Я стал совсем старым, не могу придумать новые узоры на окна. Помогите! Пришлите свои рисунки с узорами! Отправляю вам конверт! Надеюсь на вашу фантазию и выдумку.
Ваш Дед Мороз.”Поможем Деду Морозу, нарисуем узоры?
Настроиться на фантазию вам поможет стихотворение о Морозе-художнике:
Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
III. Беседа:
– Нарисовать морозные узоры нам помогут вот эти изделия. (Учитель показывает кружева. Их можно наколоть на ткань синего или черного цвета.)– Кто знает, как они называются? (Кружево.)
– Да, это – кружево. Их плетут при помощи специального крючка и различных ниток. Этим плетением занимаются во многих русских землях. Особенно на Севере, в Вологодском крае. Судьба у этого вида искусства счастливая. Мы до сих пор используем кружево для украшения наших жилищ и одежды.
– Скажите, какие природные формы мы видим в них? (Листики, цветочки, завитки.)
– Правильно. Народные мастерицы всегда подсматривали у растений формы для изготовления своих изделий!
– Что мы еще можем изобразить в виде морозного узора? (Ответы детей.)
– Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки будут ответами на мой вопрос.
1. Лишь белый узор, что плетут кружевницы,
С мерцанием звездочек этих сравнится (снежинки).
– На свете нет ни одной похожей снежинки, но все они возникают по одному правилу. Их лучи располагаются как бы в зеркальном отражении.
(Рисуем на доске снежинку.)
2. Побелело за ночь всюду
А у нас в квартире чудо
За окошком дом исчез
Там волшебный вырос… (лес)
Правильно можем изобразить лес.
3. Дети, а что еще можно изобразить в виде морозного узора на окне, пофантазируйте. (5–6 ответов.) (Просмотр слайдов)
Физкультминутка.
IV. Объяснение этапов работы.
Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника.)
Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.)
Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий.
Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? Вспомните, где и как Мороз рисует свои узоры? (На стеклах, вертикально.) Расположите лист также.
А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.)
В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером) Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.)
Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми.
Внимательно выслушайте порядок работы:
1) Продумайте композицию рисунка.
2) Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями.
3) Карандашный рисунок обведите свечой с сильным нажимом по сухому листу
4) Покройте лист водой без краски.
5) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю краску.
(На доску помещаются карточки с поэтапным изображением работы: карандаш, свечка, стакан с кисточкой, баночка с синей краской.)
V. Приступаем к работе.
1. Звучит подборка классических произведений (тихо).
2. Учитель указывает на ошибки детей.
Ребята, кто выполнит работу, относит ее и прикрепляет с помощью магнита на доску. Это наша выставка.
В конце урока мы полюбуемся на свои рисунки.
VI. Подведение итогов. Выставка. Анализ работ.
1. Какие работы вам понравились больше всего? Почему? Объясните.
(Анализ работ.)
2. Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?
– Что нового узнали о работе художника?
– С каким народным творчеством познакомились?
– Какие инструменты художника вы знаете?
– А какой из них для вас новый?
Что было самое интересное на уроке?
Дом задание: рисовать дома с родителями свечкой