Мастер-класс Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики
Мастер-класс. Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики
Великая цель образования-это не знания, а действия! Герберт Спенсер
Добрый день, уважаемые коллеги!
(СЛАЙД 1)Тема моего мастер-класса: «Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики».
Сегодня вам предлагается следующее содержание мастер-класса:
1) теоретическое осмысление опыта;
2)практикум по теме мастер-класса;
3)рефлексия.
(СЛАЙД 2) Цель и задачи мастер-класса вы видите на слайде.
Цель занятия:
- демонстрация метода системно-деятельностного подхода на уроках математики.
Задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу
-вызвать интерес к рассматриваемой теме, побудив участников к активной работе на занятии
Материалы и оборудование:
- таблицы
-фигуры(параллелограмм, прямоугольник)
-проблемные фигуры (клумбы)
-инструменты: карандаш, линейка, ножницы.
Организационный момент.
-Для работы, нам нужно будет разделиться на группы по 4-6 человек, попрошу вас это сделать самостоятельно и сесть за свои рабочие места.
- В начале работы я хочу вас попросить продолжить предложение: «Математика – это…..»У вас на столах лежат листы, в которых есть таблица, начало предложения написано, а продолжение каждый свое запишите в верхней строке. А кто-нибудь трое, запишите, пожалуйста, свои предложения еще и на доске.
(СЛАЙД 3)
Математика - это… 1) Теоретическое осмысление опыта;
(СЛАЙД 4)На слайде дано определение деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности называется деятельностным методом.
Что же означает деятельностный метод? Что предполагает деятельностный подход в обучении?
-Вместе с вами сейчас попытаемся в этом разобраться. На слайде отображены основные признаки обучения, ваша задача выбрать те, которые соответствуют деятельностному подходу. Работаем в группах, совещаемся и называем номер верного утверждения. Я уверена, что вы с данным заданием справитесь.
(СЛАЙД 5) :Деятельностный подход к обучению предполагает:
1.Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
2.Усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения
3.Наличие конкретной учебной цели (что нужно выяснить, освоить); 4.Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
5. Преобладание иллюстративно-объяснительной формы обучения6. Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
7.Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении8. Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;9. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
- Проверим вашу работу по слайду, для удобства можно называть только номер верного на ваш взгляд утверждения.
(Верны 1, 3, 4, 6,8, 9) (проверка по щелчку)
(СЛАЙД 6) На следующем слайде показана структура урока открытия «нового знания»
2)Практикум по теме мастер-класса;
В своем мастер-классе я постараюсь продемонстрировать деятельностный подход при изучении нового материала.
I. Мотивирование
Предлагаю вашему вниманию задачу.
(Вначале урока создается проблема)
-В начале весны в школе был объявлен конкурс по благоустройству и озеленению школьного двора «Мой школьный двор»
Ребята всех классов сдали свои работы и вот, что получилось
(на слайде изображены клумбы в форме геометрических фигур). (СЛАЙД 7)
2038353357245-Посмотрим на них. Что мы видим? Что они представляют? Верно! Геометрические фигуры Мне как учителю математики дали задание: вычислить, сколько потребуется закупить семян цветов, чтобы озеленить клумбы, при условии, что на 1 кв.м расходуется 2 г. семян. Я же решила, обратится к вам за помощью.
-Что же необходимо для выполнения данного нам задания? (Найти площадь клумб и вычислить количество семян)
-Хорошо! А как вы думаете, какова тема нашего сегодня с вами занятия? (Площадь.)
- Постарайтесь конкретизировать тему урока, понятие площади нам уже знакомо, а вот что мы еще не знаем? (Площадь параллелограмма)
- Запишем в своих рабочих листах тему «Площадь» (Площадь параллелограмма»)
II. Актуализация
3728085143510007461258445500394716014351000
(фронтальная работа)
(СЛАЙД 8) -Обратите свое внимание на слайд. Какие четырехугольники здесь изображены? (прямоугольник и параллелограмм)
- Как, мы в жизни чаще всего называем стороны прямоугольника? (длина и ширина)
- Какую сторону можно назвать высотой прямоугольника? (вертикальную)
- А что будет являться высотой параллелограмма? ( перпендикуляр, проведенный из вершины В или С к стороне AD)
(СЛАЙД 9)
-У каждой группы на столах лежит таблица, с которой мы сегодня будем работать.
- Давайте с ней ознакомимся. С чего начнем заполнять таблицу?
(с формул площадей)
- Следующий шаг (вычислить сколько семян)
- И последний этап нам надо узнать что??? (Сколько пакетов семян купить)
- Сегодня мы с вами только попробуем заполнить колонку с формулами площадей.
-Приступаем к работе, каждая группа запишет в таблице нужную формулу.
Результаты расчётов запиши в таблицу.
Справка: 1 м2=10000см2 , 1см2 = 0,0001 м2
На 1 м2 необходимо: 2 грамма семян цветов,
Формула площади м2 Семена в граммах
Площадь клумб
прямоугольной формы S=AD●AB
S=ab Красные
Цветы
(4 клумбы) Площадь клумб в
форме параллелограмма S=AD●BH
S=ah Жёлтые цветы
(4 клумбы) Оранжевые цветы
(4 клумбы) III. Постановка учебной задачи -
-Все ли мы смогли заполнить? (Осталась не заполненной – площадь параллелограмма) Какой же вывод мы сделаем, над чем сегодня надо поработать, что узнать?
-Вывод: Нам нужно узнать, как находится площадь параллелограмма?
- А, значит тема нашего занятия не просто «Площадь» а «Площадь параллелограмма» Допишите, пожалуйста, у себя на листах.
IV. Открытие нового знания
(СЛАЙД 10)
-Скажите, пожалуйста, у какой фигуры мы умеем находить площадь?
(у прямоугольника, надо длину умножить на ширину)
-Найдите площадь у своих клумб, которые в форме прямоугольников и запишите в таблицу.
Работа в парах.
-Сегодня вы будете в роли исследователей. У вас на столах лежат шаблоны прямоугольника и параллелограмма, для удобства можно разбиться на пары-тройки.
-Далее я вам предлагаю, заняться математическим конструированием и, используя формулу площади прямоугольника, попытаться составить формулу для вычисления площади параллелограмма. Для работы у вас на столах лежат фигуры, ножницы. Можете конструировать. На шаблонах если вам нужно можно подписать название сторон.
V. Первичное закрепление -
(СЛАЙД 10) Итак, кто справился с заданием? Что же у вас получилось? Кто может назвать формулу площади параллелограмма? (S=ah)
Записываем формулы.
- Кто сформулирует правило нахождения площади параллелограмма?
(ответ участников)
- Таким образом, площадь параллелограмма равна произведению его стороны и высоты, проведенной к этой стороне.
- Найдите площади клумб в форме параллелограмма и запишите в таблицу
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
(СЛАЙД 11)
- Переходим к этапу самостоятельной работы. Вам по готовому чертежу нужно найти площадь параллелограммов. В своих рабочих листах запишите решение и ответ.
(СЛАЙД 12)
-Проверьте свои ответы по слайду.
(параллелограммы изображены на слайде)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Вернемся к задаче, поставленной в начале урока. Вспомним, какова конечная цель? ( Вычислить, сколько потребуется закупить семян цветов, чтобы озеленить клумбы?)
-Площадь параллелограмма как находить мы с вами узнали, а как же узнать, сколько нужно грамм семян? Не забываем, что на 1 кв.м. требуется 2г.
( нужно площадь умножить на 2г)
- И снова запишите свои вычисления в таблицу.
- Все ли мы с вами выяснили?
- Нужно еще узнать, сколько пакетов семян нужно купить.
- Для этого я вам приготовила пакетики с семенами. Рассмотрите, пожалуйста, их какая информация будет полезной нам, не забываем, что на 1 кв. м потребуется 2г. семян. ( Сколько грамм семян в пакетике).
- Вычислите, пожалуйста, сколько пакетов семян надо купить, делайте скидку на всхожесть семян. Занесите в таблицу.
- Давайте, подведем итог решения нашей задачи, составим алгоритм действий, каждая группа поочередно назовет, что нужно сделать.
1) вычислить площадь прямоугольников и параллелограммов, иначе найти площадь клумб
2) вычислить количество семян в граммах
3) вычислить, сколько пакетов семян необходимо
(СЛАЙД 13) -ПОДВЕДЕМ ИТОГ:
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
VIII. Рефлексия.
(СЛАЙД 14)
-А сейчас вернемся к началу мастер-класса.
-Попрошу вас снова продолжить предложение: «Математика – это…..» записываем на своих листах, в таблице, вторая строчка
- Снова попрошу выйти к доске и записать новое предложение тех же, кто выходил в начале нашего занятия.
- Посмотрим, что у нас получилось? (сравниваем предложения на доске) Есть ли желающие прочитать свои предложения.
- На этом наше занятие можно считать оконченным. Всем большое спасибо за работу!!! (СЛАЙД 15)