Выступление по теме Методика реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Выполнила: учитель математики
МБОУ СОШ №9
Жилина Галина Ильинична
г. Бугульма, 2016 год
Основная часть
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, воспитать чувство патриотизма, гордости за своё историческое прошлое, за свою малую Родину.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока и внеурочной деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
ию Системно-деятельностный подход способствует формированключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
Структура системно-деятельностного подхода.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Как заинтересовать математикой? Успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Простое самостоятельное решение задач по математике – уже творческая работа. Но это лишь начальный этап развития творческого потенциала школьников. Дальнейший шаг по этому пути – умение самому составить задачу, для начала пусть и не очень трудную. Поэтому в процессе обучения математике учитель не только организует деятельность учащихся по решению задач, но и вовлекает их в работу по самостоятельному составлению математических задач с решениями.
Работа учащихся по составлению задач способна вызвать увлечение, которое приводит к усилению любознательности и желанию расширить и углубить знания в процессе изучения математики.
Задачи, предложенные в приложении, можно использовать на уроках общеметодологической направленности, на которых выполняется деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов;
образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Изменение приоритетов в целях математического образования существенным образом повлияло на процесс обучения математике. Главной становится идея приоритета развивающей функции в обучении. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступают текстовые задачи.
Текстовые задачи содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Они позволяют так организовать учебный процесс, что в результате их выполнения у учащихся формируется целостная картина рассматриваемого явления.
Текстовые задачи разрушают стереотипность мышления постоянным вовлечением учащегося в анализ исходной информации, прогнозированием ошибок. Основным при работе с информацией считается привлечение самих учащихся к созданию ориентировочной основы, которая смещает акценты учебного процесса с необходимости запоминания на необходимость умения применять информацию, и тем самым способствует переводу учащихся с уровня репродуктивного усвоения знаний на уровень исследовательской деятельности.
Таким образом, продуманная система позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, таких, как:
а) развитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи;
б) формирование эвристических приемов;
в) развитие комбинаторного мышления;
г) формирование пространственных представлений.
Данные задачи можно применить на уроках в 5- 6 классах после изучения тем «Проценты», «Нахождение дроби от числа», «Нахождение числа по его дроби».
Основными формируемыми универсальными учебными действиями
являются:
Регулятивные
- Способность определить цель учебной деятельности.
- Строит действие в соответствии с целью.
- Умение описать желаемый результат.
- Выполнение действия по задуманному плану.
- Возможность оценить свои силы и возможности для выполнения задачи.
Познавательные
- Самостоятельное предположение, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
- Умение самостоятельно искать в различных источниках, собирать информацию, обрабатывать ее по критериям и делать выводы.
- Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности и работать по ним при решении проблем поискового, творческого, исследовательского характера.
Коммуникативные
- Умение аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека.
- Умение брать на себя инициативу в организации совместного действия.
- Умение оценивать совместные действия и свой вклад в них.
Заключение.
Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом. Все чаще акцент делается на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения, что ведет к уменьшению выработки практических умений и навыков, подрывая основы будущей профессиональной подготовки. Отсутствие единой идеологии в обществе, некой «общенациональной идеи» не позволяют школе воспитать гражданственность в полном объеме.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» ФЦПРО на 2011-2015 гг.
2. Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС ОО.
3. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004;
4. М.В.Величко. Математика.9-11 классы; Проектная деятельность учащихся.- Волгоград:Учитель, 2007
5. Л.И. Гриценко Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие/ Под ред. Проф. Л.И. Гриценко, - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.
6. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
7. Информация из фондов краеведческих музеев.
Интернет-ресурсы:
www.moi-universitet.ru;
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/Приложение
Задача « Купец»
Жил в 18 веке в старинном городе Тетюши Тетюшского уезда Казанской губернии купец первой гильдии, Потомственный почетный гражданин Петр Васильевич Серебряков. Он вел торговые дела в городах Санкт- Петербург, Рыбинск. Ежегодно от торговли Серебряков получал прибыль в размере 10 тысяч рублей. Ему принадлежали крупяной и зерносушильные заводы в городе Тетюши, только в одном 1900 году заводы обработали овса и крупы 41т. кулей и принесли прибыль в 14 тыс. рублей. С каждым годом заводы приносили купцу прибыли больше на 5% от предыдущего. С 1900г. по 1906 год Тетюшский общественный банк потомственного Почётного гражданина П.В. Серебрякова имел среднегодовой оборот в сумме 1168621 руб., ежегодная прибыль составляла 40 тысяч рублей. П.В.Серебряков отчислял средства в благотворительный капитал Городской Думы на городские надобности - 5 тыс. рублей в год. Немало добрых дел творил он для горожан: - в 1900 году на средства Петра Васильевича была значительно расширена церковь, для этих целей П.В. Серебряков пожертвовал 7 тыс. руб. - в 1991 г. в память своего покойного родителя был открыт в Тетюшах при Троицком Соборе детский сиротский дом имени В.Г. Серебрякова. Для этих целей П.В. Серебряков пожертвовал 10 тыс. руб. - в 1904-1906 гг. проведен капитальный ремонт Троицкого собора - первого каменного здания в Тетюшах, выстроенного в 1773 году. Для этих целей П.В. Серебряков пожертвовал 6 тыс. руб. - им же организовано благоустройство городского кладбища – 2 тыс. рублей. - выстроена домовая церковь при тюремном замке – 4 тыс. рублей.
Тетюши. Троицкий собор в настоящее время.
Накопленные с 1900г. по 1906 год средства купец Серебряков решил положить в банк под проценты на 5 лет. Он выбрал вклад с процентной ставкой 8% годовых, с начислением процентов на остатки по вкладу 1 раз в год и причислением процентов по итогам года к сумме вклада.
Сколько денег получил купец через 5 лет из банка, и в том числе в виде банковских процентов?
Решение:
14000 х 1,05 = 14 700 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1901 год.
14 700 х 1,05 = 15 435 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1902 год.
15 435 х 1,05 = 16 207 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1903 год.
16 207 х 1,05 = 17 017 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1904 год.
17 017 х 1,05 = 17 868 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1905 год.
17 868 х 1,05 = 18 761 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 1906 год.
14 000 + 14 700 + 15 435 + 16207 + 17 017 + 17 868 + 18761 = 113 988 (руб.) прибыль, полученная от заводов за 7 лет ( с 1900 по 1906 год).
40 000 х 7 = 280 000 (руб.) прибыль, полученная от банка за 7 лет (с1900 по 1906 год)
10 000 х 7 = 70 000 ( руб.) прибыль от торговли за 7 лет. (с 1900 по 1906 год)
113 988 + 280 000+ 70 000 = 463 988 (руб.) прибыль от всех видов деятельности
5 000 х 7 = 35 000 (руб.) отчисления купца в благотворительный капитал Городской Думы на городские надобности
7 000 +10 000+6 000+4 000+2 000+35 000= 64 000 (руб.) все расходы купца Серебрякова на благотворительность за 7 лет.
463 988 - 64 000 = 399 988 (руб.) деньги купца, заработанные за 7 лет.
399 988 х 0,08= 31 999,04 (руб.) проценты банка за первый год.
399 988 +31 999,04 =431 987,04 (руб.) деньги в банке с процентами за 1 год.
431 987,04 х 0,08= 34 558,96 (руб.) проценты банка за второй год.
431 987,04 + 34558,96 = 466 546,00 (руб.) деньги в банке с процентами через 2 года
466 546 х 0,08= 37 323,68 (руб.) проценты банка за 3 год
46 546+37 323,68= 503 869,68 (руб.) деньги в банке с процентами через 3 года
503 869,68 х 0,08= 40 309,57 (руб.) проценты банка за 4 год
503 869,68 + 40 309,57 = 544 179,25 (руб.) деньги в банке с процентами через 4 года
544 179,25 х 0,08=43 534,34 (руб.) проценты банка за 5 год
544 179,25 + 43 534,34 = 587 713,59 (руб.) деньги, накопившиеся в банке за 5 лет.
587 713,59 – 399 988 = 187 725,59 (руб.) проценты банка за 5 лет.
Ответ: Через 5 лет из банка купец Серебряков получил 587 713,59 рублей, в том числе, в виде банковских процентов он получил 187 725,59 рублей.
Задача « Дворяне Молоствовы»
Есть в Тетюшском районе, в восточной его части, особая территория - это историко-архитектурный и природный парк "Долгая Поляна", созданный в июле 2000 года по распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан. Центр парка - усадебный комплекс в деревне Долгая Поляна, на протяжении нескольких веков принадлежавший знатному дворянскому роду Молоствовых.
Усадьба Молоствовых в селе Долгая Поляна после реставрации в настоящее время
Относительно происхождения этого рода существует несколько версий. И.П. Лодыженский, составивший на рубеже XIX - XX веков "Родословную Молоствовых", считал, что этот род берет начало в Новгороде Великом. Как следует из новгородских писцовых книг, Молоствовы во второй половине XV века владели там землями. После присоединения Новгорода Иваном III в 1480-х годах многие влиятельные и состоятельные новгородцы были переселены в понизовые города, а их дома и земли отписаны на государя и розданы московским служилым и торговым людям. В начале XVII в. Семен Афанасьевич Молоствов и его сыновья Улан и Салтан упоминаются в Нижегородской десятине.
Бабушкой Памфамира Христофоровича Молоствова была Екатерина Алексеевна Булыгина - дочь хана киргиз-кайсацской орды, взятая русскими в плен при Екатерине II. Императрица пожелала быть ее воспреемницей от купели (крестной матерью) и взяла к себе в воспитанницы. Е.А. Булыгина была казашкой. Этим объясняются черты монгольского типа, присущие Молоствовым. Тем более, что они были в родстве с тремя поколениями Булыгиных. Верховная власть признала заслуги Молоствовых. В результате им были пожалованы в XVII веке крупные земельные наделы сначала в юго-восточной части Свияжского уезда (с 1781 г. эта территория вошла в состав Тетюшского уезда Казанской губернии), а позднее в Закамье, в Спасском уезде. Тогда это были старопахотные земли, заброшенные со времен разорения Булгарии, с огромными пойменными лугами, богатые лесами.
Молоствовы расширяли свои земельные владения, покупая и обменивая земли с соседями и дальними родственниками. Ими основаны новые деревни, в которых они поселили своих крестьян из имений в Нижегородском крае. Молоствовы были крупными земле- и душевладельцами.
Уже во второй половине XVIII в. этот род становится хорошо известным среди дворянства Казанской губернии и Среднего Поволжья. Не случайно современники относили род Молоствовых к аристократическому кругу. Так, М.П. Ватаци пишет: "Семья Молоствовых пользовалась большим уважением в Казани и представляла собой ядро старой аристократии, или старожилов Казанской губернии".
Молоствовы были в родстве и поддерживали дружбу с видными представителями интеллектуальной элиты России: Баратынскими, Мусиными-Пушкиными, Великопольскими, Депрейс, Энгельгардтами, Еремеевыми, Булыгиными, Колбецкими. Молоствовы были знакомы с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, Л.Н. Толстым, В.И. Далем и другими крупными деятелями общественно-политической и культурной жизни России.
Среди Молоствовых были видные представители военной и чиновничьей элиты. Они занимали важные и престижные должности уездных и губернских предводителей дворянства. Так, в первой половине XIX в. Молоствовы семь раз избирались предводителями дворянства Спасского уезда. Уездный предводитель дворянства фактически заправлял всеми делами в уезде.
Молоствовы были крупными землевладельцами. Половину своих земель они сдавали сельскому хозяйству и получили от сбора урожая большой доход.
Молоствовы сдавали 150 десятин (гектаров) сельскохозяйственных земель в год. Каждая десятина могла быть продана в те времена за 50 рублей. Прибыль от 1 десятины (гектара) была на 80% меньше ее стоимости. С каждым годом прибыль росла на 5%. Какова сумма прибыли за 4 года?
Решение:
1) 150 * 50 = 7500 (руб.) составит прибыль от продажи 150 десятин земли;
2) 100 – 80 = 20 (%) составляет прибыль от сдачи 1 десятины земли в год;
3) 50 * 0,2 = 10 (руб.) составляет прибыль от сдачи 1 десятины земли в год;
4) 150 * 10 = 1500 (руб.) составляет прибыль от сдачи 150 десятин земли за первый год;
5) 1500 * 0,05 + 1500 = 75+1500 = 1575 (руб.) составляет прибыль от сдачи 150 десятин(гектаров) земли за второй год;
6) 1575 * 0,05 + 1575 = 1575 + 78,75 = 1653,75 (руб.) составляет прибыль от сдачи 150 десятин (гектаров) земли за третий год;
7)1653,75 * 0,05 + 1653,75 = 82,70 + 1653,75 = 1743,45 (руб.) составляет прибыль от сдачи 150 десятин (гектаров) земли за четвёртый год;
8)1500 + 1575 + 1653,75 + 1743,45 = 6472,2 (руб.) составляет сумма прибыли за 4 года.
Ответ. 6472,2 руб.
Задача «Белуга» Несмотря на то, что сейчас белуга – очень редкая рыба, когда-то в Волге она была достаточно распространена. Её вылавливали в огромных количествах, и можно было прокормить большую семью. Эту редкую и необычайно вкусную рыбу отваривали, тушили, готовили на пару, жарили, использовали в качестве начинки для пирогов. В общем, что для нас сейчас деликатес, раньше считалось вполне обыденной пищей.
Белуга в настоящее время водится лишь в бассейнах Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей. В уловах наших рыбаков она не встречается уже более десяти лет и значится в Красной книге Республики Татарстан. Белуга также занесена в Международную Красную Книгу как вымирающий вид. Белуга — долгоживущая рыба, достигающая возраста в 100 лет. В отличие от тихоокеанских лососей, погибающих после нереста, она, как и другие осетровые, может нереститься много раз в жизни. После нереста скатывается обратно в море.
Это интересно!
В русском языке существует фразеологизм «реветь белугой», который, однако, не имеет отношения к этой рыбе и связан с громкими звуками, которые издаёт зубатый кит белуха.
В XIX веке были распространены два варианта написания названия этого животного: «белуха» и «белуга».
В современном языке слово «белуга» имеет основное значение — рыба белуга, но употребляется и для млекопитающего.
lefttopВ небольшом городке Тетюши проживал потомственный рыбак Александр Илларионович Страшин. Он постоянно ходил на рыбалку со своей артелью и баловал семью рыбой, икрой. А жиры заготавливали трехлитровыми банками! Так было до тех пор, пока не вышел запрет на ловлю красной рыбы в 1948 году. Страшин еще в 1920 году заподозрил существование белуги в Волге. И он задумал выловить её со своей рыбацкой артелью. Они принялись мастерить сеть. И вот в феврале 1921 года Александр Илларионович обнаружил, что снасти не пустые. Самим её вытащить не удалось и они побежали за подмогой в соседнее село. Так всем народом вытащили эту огромную рыбину. Она весила 960 кг! А народу сбежалось посмотреть – тьма! Когда великаншу распотрошили, то внутри у нее оказалось несколько пудов икры. Фотография белуги хранится в Тетюшском краеведческом музее.
Икра в то время была очень дорогая, и поэтому Александр Илларионович Страшин положил деньги в банк, вырученные за икру рыбы, под проценты. Он положил 4000 червонцев с годовой ставкой 20%. А.И. Страшин положил их с 1921 по 1925 гг. В 1922 году из-за кризиса, который произошел в стране, ему пришлось забрать деньги с небольшими процентами, которые успели набежать за год. Банк, так как ему не хотелось терять хорошего клиента, предложил готовую ставку 30 %. Жена, Ефросинья Калистратовна, втайне от мужа согласилась на эти условия. Сколько денег получит Страшин, если жена положила деньги, взятые им в 1922 году (в рублях)?
Для сведения: в 1921 году денежная единица-червонец. Черво́нец — денежная единица в Российской империи и СССР. Размером он повторяет монету в 10 рублей времени правления Николая II. Окончательно такое значение укрепилось после денежной реформы 1926 года.
Решение:
4000 * 0,2 = 800 (чер.) – прибыль за год.
4000 + 800 = 4800 (чер.) – он взял из банка в 1922 г.
4800 * 0,3 = 1440 (чер.) – прибыль за 1923 г.
4800 + 1440 = 6240 (чер.) – он получил в 1923 г.
6240 * 0,3 = 1872 ( чер.) – прибыль за 1924 г.
6240 + 1872 = 8112 (чер.) – он получил в 1924 г.
8112 * 0.3 = 2433, 6 (чер.) – прибыль за 1925 г.
8112 + 2433, 6 = 10545,6 (чер.) – он получил в 1925 г.
10545,6 *10 = 105454 (руб.) – денег получит Страшин
Ответ: 105454 рублей.
Задача « Знаменитая лестница»
Одной из достопримечательностей города Тетюши занимает деревянная лестница - самая длинная и крутая на Волге. Тянется эта лестница от пристани к городу. С момента своего существования по 2010 год лестница претерпела существенный изменения. В конце XIX века было построено 672 ступеньки. К началу ХХ века их количество увеличилось на 25 %. Но река Волга все больше размывала берега и в 1986 году для безопасности населения, лестница была перенесена на гору Вшиху и ступенек стало меньше на 55%. Гора Вшиха - символ города Тетюши. Значимость горы с точки зрения геологии, археологии и истории огромна. Еще до революции люди отметили своеобразие уникальной естественно-географической специфики горы. Именно здесь археологи обнаружили Тетюшское городище, которое возникло в период раннего железного века. В результате проведенных археологических раскопок были обнаружены важные факты.
81915108585
В 2010-2012г. лестница стала неактуальной (количество речного транспорта значительно уменьшилось, появилась асфальтированная дорога, услуги такси) и была реконструирована, количество ступенек уменьшилось еще на 33 ступеньки. Сколько ступенек насчитывает знаменитая Тетюшская лестница в 2012 году?
Решение:
25% = 0,25
672 * 0,25 = на168 (ступенек) увеличилась лестница
672 + 168 = 840 (ступенек) стало к началу ХХ века
100 % - 55 % = 45 % = 0,45
840 * 0,45 = 378 (ступенек) осталось в 1986 г.
378 - 33 = 345 (ступенек) стало в 2012 г.
Ответ: 345 ступенек насчитывает Тетюшская лестница в 2012 году.
Задача «Дядя Стёпа»
Дядя Степа отличается огромным ростом, любовью к детям. Одну переводит через оживлённую дорогу, другую спасает от отколовшейся льдины. Дядя Степа «по фамилии Степанов и по имени Степан» работает милиционером и пожарным. Поэма С. Михалкова «Дядя Стёпа» впервые опубликована в журнале «Пионер» (1935, № 7), в 1936 году включена в первый сборник стихов поэта. Отдельной книгой выпущена впервые Детиздатом в 1936 году с иллюстрациями А. Каневского. В дальнейшем иллюстрации создавали В. Мороз, Д. Дубинский, К. Ротов, И. Кеш, В. Сутеев, Ю. Коровин и другие художники. «Дядя Степа» — первое стихотворение цикла, в котором происходит знакомство с положительным персонажем Дядей Степой. Интересный факт! Внук Сергея Михалкова — Егор Кончаловский, родился в январе 1966 года. Поэма «Дядя Стёпа и Егор» впервые была опубликована в 1968 году. Поэма содержит строки:
Что стряслось в родильном доме В этот зимний день с утра.
Существует версия, что автор назвал нового персонажа Егором в честь своего внука. В начале прошлого века один известный ученый В.Г.Лайнос построил машину времени. Ему было интересно узнать, что же будет в будущем, какие новые изобретения появятся. Долго он думал, кого же отправить, пока не увидел в газете «Известия» статью о дяде Степе, который в очередной раз прославился своей заботой о старушках и маленьких ребятах. Он отыскал Дядю Степу и предложил ему удивительное и увлекательное путешествие, которое тот никогда не забудет. Путешественник должен был попасть в третье тысячелетие, но машина времени сломалась, и он попал в наше время. Дядя Степа высадился в Китае, в «Королевстве Карликов», где рост граждан не превышал 129 см. Здесь так же имелась полноценная инфраструктура – больница, школа, магазины. Жители этого необычного городка никогда не используют автомобили. Основным средством их передвижения является велосипед, который они украшают лентами и бантами. Самому юному карлику в их деревне-18 лет, а самому взрослому – 48.
В «Деревне Карликов» 120 жителей. Они очень удивились, когда к ним прибыл такой необычный гость, ведь он для них был просто великаном. Местные жители были очень добрыми людьми и разрешили Дяде Степе поселиться в их небольшой деревушке, пока он не починит машину времени. Он прожил у них некоторое время и в один прекрасный день встретил красивую девушку Кианг, что в переводе с китайского означает роза. Она ответила ему взаимностью, они полюбили друг друга и решили сыграть такую свадьбу, которой еще не было в их королевстве. Свадебные костюмы молодоженам шили лучшие мастера королевства, а разнообразные блюда готовили лучшие повара деревни.
Родители невесты решили сделать сюрприз молодожёнам и для всех гостей, приготовить три вида экзотических блюд. На одну порцию для первого салата им потребовалось 100 г черимойи, лангсата на 20% больше, чем во втором салате и рамбутана на 15% меньше, чем в третьем салате.
Для второго экзотического салата им понадобилось 85 г лангсата, черимойи в 1,5 раза больше, чем в первом салате и джаботикабы на 18% меньше, чем черимойи в первом салате.
Для третьего салата они взяли 90 г рамбутана, джаботикабы на 10% меньше, чем во втором салате и половину лангсата от первого и второго салата вместе.
За сколько рейсов главный помощник повара привезет для всех гостей свадьбы ингредиенты салатов на велосипеде, багажник которого выдерживает груз в 33 кг?
Решение:
33 кг = 33000 г.
1) 85 * 0,2 + 85 = 102 ( г) – лангсата в первом салате.
2) 90 – 90 * 0,15 = 76,5 ( г ) – рамбутана в первом салате.
3) 100 * 1,5 = 150 ( г ) – черимойи во втором салате.
4) 100 – 100 * 0,18 = 82 ( г ) – джаботикабы во втором салате.
5) 82 – 82 * 0,1 = 73,8 ( г ) – джаботикабы в третьем салате.
6) (102 + 85) : 2 = 93,5 ( г ) – лангсата в третьем салате.
7) 100 + 150 = 250 ( г ) – всего черимойи.
8) 102 + 85 + 93,5 = 280, 5 ( г ) – всего лангсата.
9) 76,5 + 90 = 166,5 ( г ) – всего рамбутана.
10) 82 + 73,5 = 155, 8 ( г ) – всего джаботикабы.
11) (250 + 280,5 + 166,5 + 155,8) * 121 = 103188,8 (г) - весят все ингредиенты салатов
12) 103188,8 : 33000 = 3,1269333…
Ответ: за 4 рейса помощник повара привезет на кухню ингредиенты для салатов на велосипеде
Задача «Странствующие музыканты»
Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осёл. Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы и выгнал его из дому. И подумал осёл: "Пойду-ка я в Бремен и стану там уличным музыкантом". Далеко город Бремен 72 версты пути. Долго пришлось идти до города. Целых 12 часов добирался осёл и по дороге собрал он свою группу уличных музыкантов: кота, петуха. А из другого города бежала от разбойников собака, скорость которой была 12 верст/ч и через 3 часа оказалась она в городе Бремен и наткнулась на кота, петуха и осла. Решили они выступать вместе и понадобились им для этого инструменты (3 гитары и барабаны) и костюмы. У осла были заработанные на мельнице деньги 5000 руб. В магазине проходила акция: «Любая гитара по цене 2000 руб. При покупке двух гитар – скидка на вторую 30%». Стоимость барабанов составляла 75% от цены гитары. На покупку всех инструментов и костюмов денег не хватило. И стали они зарабатывать на все необходимое концертами. В час музыканты поначалу зарабатывали в среднем по 55 рублей, выступая по 10 часов в день. Через неделю интерес горожан к музыкантам стал возрастать, их ежедневный заработок увеличивался на 12%. И через 2 недели они смогли купить недостающий инструмент и костюмы, потратив 80% всех имеющихся денег.
Концерты продолжались и за первый месяц выступлений в костюмах они получили 20000 руб. прибыли. С каждым месяцем их прибыль увеличивалась на 3 %. За год выступлений они из своей прибыли пожертвовали: 10% бездомным животным, 15% на развитие культуры города Бремена, купили повозку за 7000 руб. и решили поехать выступать в других городах. А заработанные деньги положили в банк под проценты на 3 года. Они выбрали вклад с процентной ставкой 9,5% годовых, с начислением процентов на остатки по вкладу 1 раз в год и причислением процентов по итогам года к сумме вклада и с возможностью пополнения вклада в течение всего срока.
За их добрые дела жители города прозвали музыкантов Бременскими. Слава о Бременских музыкантах разнеслась по всему свету и везде их встречали с радостью. Три года странствовали музыканты по разным городам. И везде, где бы они не выступали, часть заработанных денег они отправляли на развитие города Бремена. -А также пополняли и свой банковский вклад ежегодно по 200 000руб.
Сколько денег накопилось у Бременских музыкантов за 3 года в банке и в том числе в виде банковских процентов?
Решение:
2000 х 0,30 = 600 (руб.) скидка на вторую гитару.
2000 - 600 = 1400 (руб.) стоимость второй гитары.
2000 + 1400 = 3400 (руб.) заплатили за две гитары.
2000 х 0,75 = 1500 (руб.) стоимость барабанов.
3400 + 1500 = 4900 (руб.) потратили музыканты на инструменты.
5000 – 4900 = 100 (руб.) осталось после покупки инструментов.
550 х 7 = 3850 (руб.) заработали музыканты за первую неделю.
550 х 0,12 +550 = 616 (руб.) заработали за 1 день второй недели.
616 х 0,12 + 616 = 689,92 (руб.) заработали за 2 день второй недели.
689,92 х 0,12 +689,92 = 772,71 (руб.) заработали за 3 день второй недели
772,71 х 0,12 + 772,71 = 865,44 (руб.) заработали за 4 день второй недели
865,44 х 0,12 + 865,44 = 969,29 (руб.) заработали за 5 день второй недели
969,29 х 0,12 + 969,29 = 1085,60 (руб.) заработали за 6 день второй недели
1085,60 х 0,12 + 1085,60 = 1215,87 (руб.) заработали за 7 день второй недели
616 + 689,92 + 772,71 + 865,44 + 969,29 + 1085,60 + 1215,87 = 6214,83 (руб.) заработали музыканты за вторую неделю.
6214,83 + 3850 = 10064,83 (руб.) заработали музыканты за две недели.
10064,83 + 100 = 10164,83 (руб.) все имеющиеся деньги.
10164,83 х 0,80 = 8131,86 (руб.) потратили музыканты на костюмы и недостающий инструмент.
10164,83 – 8131,83 = 2032,97 (руб.) осталось денег.
20 000 х 0,3 + 20 000 = 20 600 (руб.) прибыль за второй месяц.
20600 х 0,3 + 20600 = 21218 (руб.) прибыль за третий месяц.
21218 х 0,3 + 21218 = 21854,54 (руб.) прибыль за четвертый месяц.
21854,54 х 0,3 +21854,54 = 22510,18 (руб.) прибыль за пятый месяц.
22510,18 х 0,3 + 22510,18 = 23185,49 (руб.) прибыль за шестой месяц.
23185,49 х 0,3 + 23185,49 = 23881,05 (руб.) прибыль за седьмой месяц.
23881,05 х 0,3 + 23881,05 = 24597,48 (руб.) прибыль за восьмой месяц.
24597,348 х 0,3 + 24597,48 = 25335,40 (руб.) прибыль за девятый месяц.
25335,40 х 0,3 + 25335,40 = 26095,46 (руб.) прибыль за десятый месяц.
26095,46 х 0,3 + 26095,46 = 26878,32 (руб.) прибыль за одиннадцатый месяц.
26878,32 х 0,3 + 26878,32 = 27684,67 (руб.) прибыль за двенадцатый месяц.
20 000 + 20600 + 21218 +21854,54 + 22510,18 + 23185,49 + 23881,015 + 24597,48 + 25335,40 + 26095,46 + 26878,32 + 27684,67 = 263840,59 (руб.) прибыль за год выступлений в костюмах.
263840,59 х 0,10 = 26384 (руб.) пожертвовали бездомным животным.
263840,59 х 0,15 = 39576 (руб.) на развитие культуры города Бремен.
26384 + 39576 + 7000 = 72960 (руб.) расходы.
263840,59 -72960 + 2032,97 = 192 913,56 (руб.) оставшиеся деньги.
192913,56 х 9,5% = 18326,79 (руб.) проценты в банке за первый год.
192913,56 + 18326,79 +200000 = 411240,35 (руб.) на вкладе через год с процентами.
411240,35 х 9,5% = 39067,83 (руб.) проценты за второй год.
39067,83 + 411240,35 + 200 000 = 650308,18 (руб.) на вкладе через два года с процентами.
650308,18 х 9,5% = 61779,28 (руб.) проценты за третий год.
61779,28 +650308,18 + 200 000 = 912087,46 (руб.) денег на вкладе через три года.
42) 18326,79 + 39067,83 + 61779,28 = 119173,90 (руб.) банковские проценты Ответ: У Бременских музыкантов за 3 года в банке накопилось 912087,46 рублей, в том числе в виде банковских процентов 119173,90 рублей.