Педагогический совет Системно-деятельностный подход обучении школьников в современной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 города Невинномысска
Педагогический совет
«Системно-деятельностный подход в обучении школьников в современной школе»
Цель:
Формирование теоретических основ и практических навыков внедрения ФГОС второго поколения в деятельность педагога, через применение системно-деятельностного подхода.
Задачи:
Повторить систему требований нового образовательного стандарта.
Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения.
Познакомить учителей с дидактическими принципами и технологией деятельностного метода.
Рассмотреть отличия деятельностного и знаниевоого подходов.
Научиться основе построения урока с позиций системно-деятельностного подхода.
Форма работы: фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, презентационные материалы
Слайд № 2
Бернард Шоу
« Единственный путь, ведущийк знанию - это деятельность»
Слайд № 3
Образовательный стандарт, является отражением социального заказа и рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством. (обратится к слайду).
1.Начнем наш семинар с повторения:
Вопрос № 1: Какие ассоциации у Вас возникают при слове ФГОС.
(новая система отношений, новый подход к уроку, учителю, всей педагогической деятельности).
Вопрос №2: Назовите ведущие элементы концепции ФГОС.
Слайд № 4
-система трех «Т» требований к результатам образования, содержанию ООП, условиям реализации ООП
- система оценивания
Слайд № 5
В новых образовательных стандартах прослеживается система требований, которой не было в предыдущем стандарте: так называемые «Три Т»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Требования к структуре основной образовательной программы.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
"Три Т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом.
Слайд № 6
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Первое "Т" является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.
Второе «Т» - Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов. Этот документ формируется самим образовательным учреждением.
Образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "Т" – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы.
В предыдущих образовательных стандартах подобного не былоСистема "Трех Т" делает ситуацию прозрачной: должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СанПиНам здание, материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта. Т.е. ответственность за организацию учебного процесса несёт не только школа в лице учителя и директора, но и муниципальные органы власти.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 7
«Системно-деятельностный подход в обучении». Данная тема педсовета актуальна, потому что в современных условиях именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов.
Слайд № 8
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.
Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым:
найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
Слайд № 9
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
Слайд № 10
Немного исторической справки:
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода: Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые.
Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись.
Многие годы целью школьного обучения было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых в последнее десятилетие международных сравнительных исследований настораживают. Российские школьники неплохо выполняют задания репродуктивного характера, но показывают низкие результаты при выполнении заданий, связанных с наблюдением, классификацией, сравнением.
Посмотрим итоги авторитетной международной программы PISA-2009. Это программа по оценке подготовки 15-летних школьников, то есть тех, кто получил основное среднее образование. Такое исследование проводится раз в три года. В центре внимания:
читательская, математическая и естественнонаучная грамотность учащихся из 65 стран мира.
Россия по итогам исследования оказалась в группе аутсайдеров. Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно развеян.
Данное исследование не проверяет, как осваивается школьная программа. Оно оценивает способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях.
По математической грамотности наши подростки на 38-м месте в мире. Лидеры - Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия.
С естественнонаучной грамотностью у российских подростков не лучше, чем с математикой. Мы занимаем 39 место. Лидеры - все те же.
Да и с чтением дела у нас обстоят не лучше, чем с математикой и естественными науками. Мы на 43 месте. Наши дети не понимают, что они читают. Российские школьники не смогли использовать информацию, из только что прочитанной газетной статьи. Пятнадцатилетние ученики не смогли даже разобраться в расписании поездов. Большинство наших подростков не умеют интерпретировать авторское сообщение, выражать свое мнение о прочитанном, критически относиться к авторскому мнению.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего.
Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать ЗУН и УУД- универсальные способы деятельности:
- познавательные;
- информационно-коммуникативные;
- рефлексивные.
Слайд № 11
На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. А системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Ключевое слово здесь – деятельность.
Виды деятельности младшего школьника могут быть различными: игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована образовательная среда, которая, конечно же, должна быть развивающей.
В связи с переходом на новые стандарты, большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование, научиться реализовывать деятельностный подход. Урок должен носить развивающий характер.
В технологии развивающего обучения существенно меняется роль учителя. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Чтобы урок стал развивающим, необходимо соблюдение обязательных психологических элементов.
1)Первым обязательным психологическим элементом структуры урока является межличностный контакт.
Это казалось бы случайные, не имеющие отношения к учению слова о погоде, шутка, сказанные с улыбкой. Это средство эмоционального объединения перед совместной работой.
2)Ещё один момент: начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой вопросительные знаки, схемы, записи. Каждый ученик имеет право до или после урока сделать записи на доске, если что-то не поняли, или написать схему, способ решения, если усвоили материал очень хорошо.
Достаточно спросить у ребят: «Что не поняли?», «Что уже умеем делать хорошо?», «Что было сложно?». На этом этапе самое главное- переживание успешности практического действия.
Главное - включить ребёнка в конкретную предметную деятельность
(рефлексия).
3) Следующим, третьим элементом урока является «зацепка»- та неожиданность, остановка в привычной деятельности, ситуация загадочности. Таким образом, создаётся «проблемная ситуация»: новый поворот в уже знакомом материале. Выход из неё - постановка цели урока: «Мы не знаем решения, но можем его найти». Это важный этап, т.к. создаётся учебно-познавательный мотив.
4) Далее необходима организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Учитель с ребятами выясняют, в какой форме будут работать. Всегда есть выбор: можно работать в паре, в группе или всем вместе, решают, какие средства необходимы, выдвигают гипотезы. Важно на этом этапе внимание к любым детским догадкам и их фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков (моделирование).
5) И вот решение найдено. Дети находят новый способ решения математической, лингвистической, естественно-научной задачи. Главное - разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока.
Заканчивая урок, надо найти слова, которые помогают осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие - это его личный вклад в общую деятельность.
При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.
Такая совместная деятельность учителя с учениками - необходимое условие для развивающего обучения.
Конечно, развивающий урок имеет и особую типологию, и особую структуру, и особые методы: не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.
Всё это позволяет учащимся овладеть навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением договариваться, строить диалог. А это в соответствии с новым образовательным стандартом – метапредметные достижения (универсальные учебные действия). Одним словом - дети «учатся учиться», а это и есть главная цель современного образования.
Слайд № 12
Чему должен научиться ребенок?
Есть японская пословица:
«Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни».
Стандарт нового поколения помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы, работа в парах.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Слайд 13
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег.
Слайд № 14
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд № 15
Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций - эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале - он должен находить свои способы действий.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности:
мотивационный этап;
планирование и организация деятельности;
самоконтроль и самооценка;
необходимо проводить в системе, в комплексе. Такая последовательность должна быть на любом системно- деятельностном уроке.
Слайд № 16
Более подробно деятельностный метод разработан педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.
Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.
Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.
Как человек учится чему-либо? Рассмотрим структуру учебной деятельности исходя из того пути, который учащиеся должны проходить на уроке для системного формирования у них общеучебных умений.
Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
Пробное Затруднение Цель
действие
Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию. Поэтому добавляем еще один шаг.
Мотивация Пробное Затруднение Цель
действие
Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться. Только после этого цель учебной деятельности становится не случайной, а сама деятельность продуктивной.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все шаги учебной деятельности называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность.
Слайд № 17
Сравним компоненты учебной деятельности в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком:
Компоненты учебной деятельности
Традиционное обучение
Деятельностный метод
Цель –
предполагаемый результат
Задается педагогом
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели
Мотивы –
побудители к деятельности
Используются внешние мотивы
Опора на внутренние мотивы
Средства –
способы осуществления деятельности
Выбираются педагогом
Совместный с учащимися выбор
Действия –
основной элемент деятельности
Инвариативные, предусмотренные педагогом
Вариативные, возможность индивидуального выбора
Результат –
конечный продукт
Уровень усвоения знаний
Позитивные внутренние личностные изменения
Оценка –
критерий достижения цели
Сравнение результативности с эталоном
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения
В связи с этим меняется позиция учителя и ученика.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Слайд № 18
Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке, умения управлять, и не натаскивать. И этому надо учиться.
А сейчас учителя начальных классов представят свой опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе.
Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Вставить по воспитательной работе!
Слайд № 19
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями. Перед вами показатели владения педагогом современными технологиями, а вы сами решите, являетесь ли вы современным педагогом, который сможет воспитать детей, способных стать счастливыми. Сделайте для себя выводы.
Показатели владения педагогом современными технологиями
Учит детей определять границы своих знаний, ставить проблему
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями
Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
Организует проектные и событийные формы работы
Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
Применяет информационные технологии в образовательном процессе
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Слайд № 20
Есть хорошее утверждение:
То, что дается с трудом – останется в памяти надолго!!!
То, что даётся легко – забывается быстро.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Заголовок 115