СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СОСТЕМЫ ШКОЛЫ
Серия «Наша новая школа: опыт управленческой деятельности педагога-организатора внеклассной работы»
В.А. СИНИЦЫН
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
С УЧЕТОМ
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
4775835147955-72390147955
Методический
информационно-практический проспект
Для руководителей и педагогических работников ОУ
г. Москвы
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ, или КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИОННА ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ
ГЛАВА II. ГОУ СОШ №2017 КАК СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ, или КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Социализация
Социальное прооектирование
Семейная
социализация
Профессиональная
социализация
Политическая
социализация
Воспитательная система
Программа развития школы
Здоровье
Познание
Общение
Культура
Творчество
Мастерская
Дополнительное образование
Коллективное Творческое Дело
Сотрудничество
Сотворчество
Содружество
Научно-исследовательская, проектная, творческая деятельность
Робототехника
Спорт и здоровье
Личностно ориентированный подход
I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ
Что такое социальное проектирование в школе?
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ:
особый ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА, в ходе которой происходит его наиболее ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ - школьнику РЕШАТЬ основные задачи возраста:
формировать свою Я – концепцию и мировоззрение;
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
социально значимая деятельность РЕЗУЛЬТАТ:
создание реального, качественно нового и имеющего практическое значение в личном опыте «продукта»
задуманная, продуманная и осуществлённая деятельность ,
позволяющая ему вступать во взаимодействие с окружающим миром, миром взрослой культуры, с социумом
деятельность, формирующая СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
«ТРИ КИТА» СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
толерантность
культура межличностного общения
миролюбие
Что такое структура социального проектирования
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
социальный проект:
- создание нового, ранее не существовавшего в ближайшем социальном окружении, социального значимого продукта
социальная практика:
- процесс освоения, отработки социальных навыков;
- познание не внешней, а внутренней, часто скрытой стороны действительности (подтекст)
социальная проба:
- процесс получения и присвоения информации о социальных объектах и явлениях:
- осознание опыта своего социального взаимодействия
Что такое объекты и субъекты социального проектирования
объекты социального проектирования:
- социальные явления («социальные негативы» - наркомания, курение, сквернословие, алкоголизм);
- социальные отношения (отношение к: старикам, молодёжи, детям; отношение к: клиенту, потребителю, заказчику; политическое взаимодействие, влияние и др.;
- социальные институты: (органы власти и управления, политическая партия, больница, магазин, парикмахерская, почта и др.;
- социальная среда: природный (городской или сельский) ландшафт, социальный ландшафт (остановки, реклама, места отдыха, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и др.
субъекты социального проектирования:
- подростки – школьники и взрослые (родные и близкие, педагогические работники), вовлечённые в проектирование
Показатели готовности к социальному проектированию:
Показатели готовности к социальному проектированию:
общий уровень психического развития
умение и способность к продуктивной деятельности
навыки межличностного взаимодействия
ШКОЛА и РОДИТЕЛИ - партнеры и единомышленники в социализации личности
Учитель в социальном проектировании
- это:
соучастник, сотрудник, сотворец;
наставник, принимающий самостоятельность подростка и готовый передать подростку ответственность за его поступки;
организатор – консультант;
буфер между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашивая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЫ
Цели:
осознание информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом).
Задачи:
сбор информации о социальном явлении, соцучреждении, соцсреде;
знакомство с функционированием соцобъекта;
анализ полученной информации;
вступление в прямое взаимодействие с социальным объектом;
рефлексия полученного опыта взаимодействия.
Виды социальной пробы
Анкетирование
Наблюдение
Экскурсия
Интервью
Пресс-конференция
Встреча с компетентным специалистом
Социологическое
исследование
Этапы проведения социальной пробы
Выбор темы пробы всего класса или тем в соответствии с разделением учащихся на микрогруппы
Определение целей работы отдельной микрогруппы или класса в целом
Разработка плана сбора информации
Формирование микрогрупп для осуществления отдельных шагов социальной пробы
Этап практических действий
Анализ практических действий
Групповое обсуждение
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Цели:
отработка навыков социального взаимодействия;
проблематизация информации о социальном объекте
Задачи:
внедрение (вхождение) в работающую соцструктуру, учреждение;
реальные действия в соответствии с содержанием деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством;
знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;
сбор информации о социальном объекте;
описание роли социального объекта;
рефлексия собственной деятельности.
Виды социальной практики
Включённое наблюдение
(наблюдение за профессиональными действиями взрослого)
Этапы проведения социальной практики
Выбор объектов
Определение цели
Выбор социального учреждения
Формирование группы
Собственно практика (практическая часть)
(практическая часть)
Групповое обсуждение
Внешняя презентация
Оформление результатов
(дневник)
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Цели:
получение и осознание опыта социальной деятельности;
разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности и взрослых;
Задачи:
формулирование социальной трудности;
выявление социальной проблемы;
определение уровня самостоятельности и уровня сотрудничества;
разработка и осуществление плана действий;
оформление результатов собственной деятельности в виде конечного продукта;
рефлексия полученного опыта.
УЧИТЕЛЬ
эксперт
координатор
наставник
организатор
Этапы проведения социального проекта
Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для, класса
Выбор темы проекта
Формулирование гипотезы
Разработка плана действий
Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»
Формирование групп
Этап практических действий
Групповое
обсуждение
Внешняя презентация проекта
Оформление
результатов
ГОУ СОШ №2017 КАК СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
«ШКОЛА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА» - это
НЕСКУЧНАЯ ШКОЛА (нескучный учитель обучает, воспитывает и развивает нескучного ученика)
ШКОЛА ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛА с классами личностного РОСТа:
Р-развитие, О-образование, С-содружество, Т-творчество
ШКОЛА КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВЬЯ, ОБЩЕНИЯ и МИРОЛЮБИЯ
ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, АДАПТАЦИИ, САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМОЗАЩИТЫ, САМОВОСПИТАНИЯ
ШКОЛА, в которой девиз учителя – «Я – ПРОФЕССИОНАЛ!», а ученика –
«Я – ЛИЧНОСТЬ!»
ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, главный принцип которого:
«Тебе СКАЖУТ – ты ЗАБУДЕШЬ, тебе ПОКАЖУТ – ты ЗАПОМНИШЬ, ты СДЕЛАЕШЬ – ты ПОЙМЁШЬ».
ШКОЛА СОДРУЖЕСТВА учителей, учащихся и их родителей, тесная взаимосвязь со всеми заинтересованными структурами
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОУ СОШ №2017
Высокий уровень материально-технического оснащения (Кабинет
комплексной безопасности, спортивные залы (4), мастерские (3), игровые для ГПД (3), костюмерная, кинобудки (2), кабинеты дополнительного образования (8): «Оригами», «Фитодизайн», «Фотостудия», «Музыкальная студия», «Хореография», «Шахматный клуб», «Туристический клуб», «Издательский центр»), конференц-зал, арт-кафе, радиорубка, картинная галерея и многое другое).
Нацеленность и готовность педагогического коллектива на выполнение
социального образовательного заказа со стороны субъектов формирования социального заказа: государства, правительства г. Москвы, учащихся и их родителей, педагогического сообщества.
Формирование педагогического коллектива единомышленников,
осознание и принятие новых целей и задач для реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Стабильный и высокопрофессиональный кадровый потенциал.
Системная работа с родителями учащихся (Родительский лекторий,
родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, психолого-педагогический клуб для родителей «Контакт»).
Высокий уровень достижений учителей школы в профессиональных
конкурсах международного, федерального, городского, окружного уровня.
Высокие результаты научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся, показанные на олимпиадах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях международного, всероссийского, городского, окружного, районного уровня («Робототехника и лего-конструирование», «Открытие», «Премьера», «Первые шаги», «Ломоносовские чтения», «Космос далекий и близкий» и др.).
Участие учителей и администрации школы в инновационной, научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности (апробация ФГОС второго поколения в начальной школе, апробация автоматизированной системы безналичных расчетов за школьное питание с применением «Карты учащегося», апробация модели оценки качества образования в г. Москве, авторские мастер-классы и научно-практические семинары учителей школы для педагогического сообщества округа, города, РФ).
Многопрофильный подход к организации системы дополнительного
образования.
Реализация концепции гуманистической воспитательной системы.
Информатизация образовательной практики, формирование
функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Качественная начальная подготовка, позволяющая школьникам
добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях обучения.
Детско-взрослые отношения, основанные не на принципах авторитарного
подчинения, а на отношениях содружества и сотворчества.
Интегрирующие понятия воспитывающего обучения
СЕМЬЯ
РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО – МАЛАЯ РОДИНА
ЗЕМЛЯ
(общий дом человечества)
ПРИРОДА- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КУЛЬТУРА
ЗНАНИЯ – ТРУД – ТВОРЧЕСТВО
ЯЗЫК – РЕЧЬ-ЛИТЕРАТУРА – КНИГА
ЗДОРОВЬЕ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ДРУЖБА – МИР – МИРОЛЮБИЕ
ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ
Развитие творческой активности учащихся в инновационной образовательной среде ГБОУ СОШ №2017
Качественные характеристики образовательно-творческой среды школы
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ВАРИАТИВНОСТЬ
ДИАЛОГИЧНОСТЬ
Компоненты образовательно-творческой среды школы
Содержательно-методический
Пространственно-семантический
Коммуникационно-организационный
Подсистемы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в
образовательно-творческой среде школы
Школьные предметы
Индивидуальная творческая деятельность
Коллективная творческая деятельность
Внешкольная творческая деятельность
Внеклассная творческая деятельность
Направления деятельности в образовательно-творческой среде школы
Речевое и литературное творчество
Техническое творчество
Изобразительное творчество
Музыкально-двигательное творчество
Музыкальное творчество
Роды и виды деятельности в образовательно-творческой среде школы
Языкознание, литература, поэзия, драматургия, риторика, теория и история литературы
Восприятие музыки, пение, фольклор, история и теория музыкального искусства
Робототехника,
лего-конструирование
и моделирование
Живопись, графика, скульптура, история
и теория изобразительногоискусства
Хореография, теория и практика танцевального искусства
Критерии результативности
Самоактуализированность личности:
удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе;
психологический микроклимат школы;
включенность в культурно-творческую деятельность школы и территории.
Умение и стремление учащихся к познанию и активному проявлению своих возможностей в различных видах и формах творческой деятельности; удовлетворенность родителей результатами деятельности педагогов.
Конкурентоспособность ОУ: усвоение учащимися ОП, участие учителей и учащихся в конкурсном движении, поступление в ВУЗы.
Научно-методическое и программное обеспечение развития индивидуально-личностных способностей учителя и ученика в условиях инновационной образовательной среды
Система инновационных комплексно-целевых программ и проектов для УЧИТЕЛЯ
Управленческий проект «Имидж учителя как фактор личностного роста»
Целевая программа «Здоровый учитель – здоровый ученик» как модель сохранения и укрепления здоровья учителя
Управленческий проект «Лаборатория методического роста «СТУПЕНИ» как средство внутришкольного повышения квалификации педагогов» (для учителей русского языка 1-11 классов)
Программа психолого-педагогического клуба «КОНТАКТ» для учителей и родителей
Положение о портфолио учителя
Система инновационных комплексно-целевых программ и проектов для УЧЕНИКА
Комплексно-целевая программа развития воспитательной системы «Культура. Общение. Миролюбие. Творчество»
Воспитательный проект «Школа – территория толерантности, миролюбия и культуры»
Целевая программа «Родники добра» (нравственно-патриотическое воспитание» в начальной школе)
Целевая программа «Патриот России» как модель организации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников (10-11 кл.)
Целевая программа профилактики правонарушений несовершеннолетних подростков «СТОП»
Целевая управленческая программа «ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ» по адаптации детей, прибывших из стран ближнего и дальнего Зарубежья
Программа организации научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся «СОДРУЖЕСТВО»
Программа «Одаренные дети»
Образовательные проект «Здоровое будущее, или Паспорт здоровья ученика» как модель организации здоровьесберегающей деятельности в ОУ
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА «ВЫРАЩИВАНИЯ» ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников, направленная на выявление талантливых детей в разных направлениях творческой деятельности;
программа организации массовой научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с проведением ежегодной общешкольной научно-практической конференции «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (апрель);
вовлечение детей в систему конкурсов и смотров разной предметно-тематической направленности;
разработка индивидуальных образовательных программ серии «УМНИЦА» для высокомотивированных и талантливых детей;
создание системы поощрений и стимулов для повышения учебных результатов школьников;
формирование системы учета накопления личных достижений учащихся через Портфолио и предметные портфели;
участие в реализации федеральной научно-образовательной программе творческого и научно-технического развития детей и молодежи «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА».
Материально-технические ресурсы школы как организационно-педагогическое условие формирования социализирующей среды
Учебные классы для начальной школы
Учебные кабинеты
Кабинет комплексной безопасности
Компьютерные классы
Мастерские
Актовый зал на 300 мест с балконом
Спортивные залы
20135851550035
Игровые для ГПД
Кабинеты дополнительного образования
ШКОЛА – это МАСТЕРСКАЯ, где формируется, мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
Список использованной литературы
Барабанова В.В., Зеленова М.Е.. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации. М.: Лада, 2008.
Бикеева Л. Настольная книга школьного учителя. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.
Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности = Вестник УРАО // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1.
Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 3 - Социология.
Мардакаев Л.В.. Словарь по социальной педагогике. АСАДЕМА, 2002.
А.В. Мудрик. Социальная педагогика. М., 2003.
А.В. Мудрик. Социализация вчера и сегодня. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Р.В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. Творческий центр. М., 2001.
П.А. Шептенко, Р.А. Воронина. Методика и технология работы социального педагога. М. АСАДЕМА, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОТОВЫСТАВКА