Выступление на педсовете Социализация учащихся — роль школы на этапе начального общего образования ребёнка
Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское
Социализация учащихся – роль школы
на этапе начального общего образования
ребёнка
Выступление на педсовете
Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Панарина Светлана Викторовна
2014-2015 учебный год
Слайд 1 - титульный
Слайд 2 План выступления
1.Общее понятие. Особо значимые качества современного выпускника
2. Социальный опыт ребёнка.
3.Психологические особенности младших школьников.
4. Портрет выпускника начальной школы.
5. Становление социальной позиции первоклассника.
6. Адаптация первоклассника к школе – важный момент социализации.
7. Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личности.
Слайд 3 Социализация (от лат. Socialis – общественный) - это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром
Слайд 4 В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. Так, на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, т.е. формируется социальный опыт: опыт познания, отношений и деятельности.
По каким бы программам ни работала школа, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира?
Слайд 5 Особо значимые качества современного выпускника
Сегодня особо значимыми качествами становятся:
· самостоятельность
· умение делать выбор и брать за него ответственность
· инициативность
· стрессоустойчивость
· умение преодолевать ситуацию неуспеха
· профессиональная мобильность
Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненно важным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации.
Слайды 6, 7 Социальный опыт ребёнка
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений.
Слайд 8 Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения; в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, самоопределения, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности.
Слайд 9 Психологические особенности младших школьников
Для решения этой задачи рассмотрим основные психологические особенности младших школьников, определяющие их готовность к дальнейшему развитию.
С началом регулярного обучения в школе значительные сдвиги происходят в развитии внимания ребенка. Быстрыми темпами развивается произвольное, т. е. волевое внимание, составляющее основу всех актов самоконтроля и саморегуляции.
В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной эмоциональной регуляции поведения, появляются навыки элементарного анализа собственного поведения (рефлексия). У ребенка нарастает осознанность действий, поступков, чувств. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят также формирование внутренней позиции школьника. Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребенка. Младший школьник начинает осознавать себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как существа социального.
Еще одной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. В целом, уровень нравственного развития младшего школьника характеризуется мерой усвоения им моральных норм, составляющих основу нравственной саморегуляции, формирующих у ребенка нравственную мотивацию, собственную нравственную позицию
Портрет выпускника начальной школы
В связи с вышесказанным о социализации младших школьников, принимая во внимание условия внедрения новых ФГОС, разработан портрет современного младшего школьника как модель предвосхищаемых результатов социализации. Этот портрет должен складываться из следующих интегральных характеристик личности.
Слайд 10 Целеустремлённость
Слайд 11 Работоспособность
Слайд 12 Усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое до конца
Слайд 13 Чем объяснить потерю интереса к работе?
Не сформированы необходимые умения, навыки
Не хватает волевых усилий
Не ясна цель деятельности
Во всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка
Слайд 14 Когда решаются задачи духовно-нравственного развития, воспитания, обеспечения социальной компетентности личности, важно учитывать , что они решаются всеми средствами и субъектами образовательного процесса
Слайд 15 Итак, выпускник начальной школы:
Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Несомненно, личностные качества учителя имеют огромное значение.
Наиболее ярко они проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.
Слайд 16 К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относят следующие:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;
организация психолого-педагогического мониторинга: динамика показателей здоровья, воспитания и развития детей;
построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Слайд 17 Становление социальной позиции первоклассника
При работе с детьми нужно ставить такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка 6,5-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах были проведены классные часы: «Знакомство», «Моя семья», «Поведение в общественных местах», экскурсии в парк
Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): разбор жизненных ситуаций «Я на улице» , «Правила дорожного движения надо соблюдать», беседа «Твой безопасный путь домой» Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Процессу социализации младшего школьника помогает совместная деятельность учителя и родителей.
Проведение индивидуальных консультаций и посещение на дому помогает учителю лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребёнку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.
Современная форма проведения урока предполагает создание творческих проектов по учебным предметам. Ученикам младших классов трудно обойтись в этом деле без помощи учителя и, конечно, родителей. Родители нашего класса добросовестно относятся к оказанию помощи своим детям, активно работают со своими детьми по созданию проектов.
Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива.
Таким образом, развитие личности в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Слайд 18 Адаптация первоклассника к школе – важный момент социализации
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка.
Социализация младшего школьника начинается с периода адаптации к школе.
Период адаптации для первоклассников является очень сложным. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев.
Успешность обучения детей в начальных классах определяется рядом таких факторов, как особенности раннего развития, степень функциональной зрелости организма, состояние здоровья ребёнка, характер имеющихся нарушений по органам и системам, условия воспитания в семье.
Дети, имевшие нарушения в раннем периоде (задержки физического и психического развития), болезни, ослабленные, воспитывающиеся в неблагоприятных микросоциальных условиях, как правило, с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, школьному режиму, учебной нагрузке.
Нормально развитый ребёнок должен уметь подчинять своё поведение требованиям режима, усваивать программный материал, уметь вести себя в коллективе.
Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, умением анализировать, обобщать, рассуждать.
Посмотрим на проблему адаптации у нас в школе, в 1В классе.
В 1В классе 13 человек, из них 3 девочки и 10 мальчиков.
Одни учащиеся хорошо усваивают учебный материал, другие имеют крайне ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохо ориентируются в окружающей обстановке, не понимают, как себя вести в классном коллективе, не имеют достаточно развитой учебной мотивации.
Это приводит к пробелам в знаниях и возможно, в. последующем, к проблеме воспитания.
Уже в начале года становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Некоторые очень быстро устают, не могут долго сосредоточить своё внимание, отвлекаются. Эти учащиеся с трудом переносят напряжение, быстро снижается работоспособность. Это такие уч-ся, как Наливкин Ар., Минин Ал., Анисимов Ан., Лиманский Ак.
Нелегко шёл процесс овладения навыками первоначального чтения, письма, но к концу четверти учащиеся достигли некоторых успехов. Однако, некоторым уч-ся тяжело даётся обучение чтению и письму.
За I четверть в 1В классе было проведено два родительских собрания: по вопросу адаптации с целью привлечения родителей к проблемам обучения и воспитания и по итогам учебно-воспитательной работы четверти.
Не все дети хорошо подготовлены к обучению в школе.
Речь учащихся была недостаточно хорошо развита, что выражалось в неумении связно пересказать сказку, небольшой рассказ без помощи наводящих вопросов; составить небольшой рассказ по сюжетным последовательным картинкам, полно ответить на поставленный вопрос.
Некоторые дети знают мало сказок. А ведь владение связной, грамматически и фонетически правильной речью с достаточно большим словарным запасом является важнейшим показателем подготовленности ребёнка к школе и дальнейшей успешности его адаптации.
В 1В классе, согласно приказу КПО, проводилась стартовая диагностика в период с 15.09.2014 по 19.09.2014 по следующим направлениям:
1) Определение личностной готовности к обучению. Внутренняя позиция школьника
2) Определение личностной готовности. Нравственно-этическая ориентация
3) Сформированность регулятивных УУД
4) Сформированность познавательных УУД
5) Сформированность коммуникативных УУД
Диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся показала, что большинство учащихся имеют средний и высокий уровень личностной готовности к обучению. Полученные данные позволили выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволяют определить адаптационный потенциал ребёнка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребёнку.
Диагностика УУД на момент поступления в школу показала, что большинство учащихся имеют средний уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Диагностика различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе даёт возможность учителю прогнозировать образовательные успехи и поведение ребёнка, а также выстраивать индивидуальные программы психолого-педагогической поддержки, обучения и воспитания учащихся согласно требованиям ФГОС.
Своей задачей вижу: формирование общеучебных умений как условий достижения успеха первоклассников, как базу интеллектуального развития. Это такие умения, как организация учебной деятельности,
- прежде всего, формирование умений и навыков использования учебных принадлежностей;
- работа с учебником; умение выполнять самостоятельные задания; умение контролировать себя, т. е. замечать и исправлять свои ошибки, оценивать работу своего товарища, коллективная взаимопомощь.
Также необходим постоянный учет особенностей ребенка.
Сводные таблицы
результатов стартовой диагностики
Личностная готовность
Стартовая диагностика. Определение личностной готовности к обучению
Внутренняя позиция школьника. 2014-2015 уч. год 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровень сформированности внутренней позиции школьника
Низкий
Сниженный
Нормальный
Высокий
Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу
Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной деятельности (сохранение дошкольной ориентации)
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными
Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни
Итого: (чел.)
0
3
9
1
Итого: %
0
23
69
8
Мотивация
Стартовая диагностика. Уровень мотивации в целом.
2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровень мотивации в целом
Очень
высокий
Высокий
Нормальный
Сниженный
Низкий
Итого:
(чел.)
0
8
4
1
0
Итого:
%
0
61
31
8
0
Нравственно-этическая ориентация
Стартовая диагностика. Определение личностной готовности. Нравственно-этическая ориентация 2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровень освоения нормы справедливого распределения
Низкий
Средний
Высокий
Эгоцентризм с ориентацией только на свои желания (все игрушки себе)
Ориентация на норму справедливого распределения, готовность к альтруизму (1 – себе, 2 – сверстнику)
Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов её реализации (1 – себе, 1 – сверстнику, 1 – общая)
Итого: (чел.)
0
9
4
Итого: %
0
69
31
Стартовая диагностика. Определение личностной готовности. Нравственно-этическая ориентация 2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровень моральных суждений
Низкий
Средний
Высокий
«Власть и авторитет» (указание на власть – «мама заругает»)
Стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)
«Закон и порядок» («нужно делиться с другими»)
Итого: (чел.)
0
5
8
Итого: %
0
38
62
Сформированность регулятивных УУД
Стартовая диагностика. Сформированность регулятивных УУД
2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровни сформированности действия принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
Низкий
Средний
Высокий
Итого: (чел.)
4
5
4
Итого: %
31
38
31
Сформированность познавательных действий
Стартовая диагностика. Сформированность познавательных УУД
2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровни сформированности действия замещения (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); умение осуществлять пространственный анализ и синтез
Низкий
Средний
Высокий
Итого: (чел.)
4
7
2
Итого: %
31
54
15
Сформированность коммуникативных действий
Стартовая диагностика. Сформированность коммуникативных УУД
2014-2015 уч. г. 1В класс
Учитель Панарина Светлана Викторовна
Уровни сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Низкий
Средний
Высокий
Итого: (чел.)
2
4
7
Итого: %
15
31
54
Слайд 19 Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личности.
Внеурочная деятельность младших школьников направлена на воспитание чувства гражданской ответственности, стремления к познанию, умению общаться, а также на развитие творческих способностей обучающихся.
При организации внеурочной деятельности педагоги нашей школы планируют приобретение школьниками различных знаний о себе, об окружающих, опыта самостоятельных действий. Приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развивают обучающегося как личность, способствуют формированию его компетентности.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.
Для реализации программы введения ФГОС НОО в 1В классе доступны следующие направления внеурочной деятельности:
1) Общеинтеллектуальное (научно-познавательное и проектная деятельность) «Инфознайка» - руководитель: Сухаруких С.Н.
2) Духовно-нравственное (гражданско-патриотическое) «Наш родной край» - руководитель: Панарина С. В.
3) Спортивно-оздоровительное «Азбука здоровья» - руководитель: Сундеев С.Н.
4) Общекультурное (художественно-эстетическое) «Мажор» – руководитель: Кустова Н. Л.
По данным направлениям внеурочной деятельности были созданы образовательные программы, по которым педагоги будут работать с 1 по 4 класс.
Для 1 класса образовательная программа ориентирована на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3 классов - образовательная программа формирует ценностное отношение к социальной реальности;
- для 4 класса образовательная программа даёт ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Систематические занятия внеурочной деятельностью увеличивают эффект воспитания и социализации детей. У учеников формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.
Таким образом, для успешной социализации учащихся на этапе начального общего образования ребёнка школа играет важнейшую роль.
Слайды 20 – 22 Заключение
15