Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе жизни ребенка.
Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе жизни ребенка.
«Делайте так, чтобы людям,
которые вас окружают, было хорошо.»
В.А. Сухомлинский
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивидууму в качестве активного субъекта общественных отношений. Ведущими условиями социализации личности являются успешное воспитание и образование человека. Основы функционирования на каждом из этапов социализации закладываются в институтах социализации, важнейшим из которых является школа.
Социализация личности – это сложный процессе взаимодействия с социальной средой, в результате которой формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Школа как институциональный механизм социализации является системообразующим фактором саморазвития личности в совокупности с иными механизмами социализации. Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе.
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности. Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой – продукт этой деятельности, её результат. Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является её органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, в тройках, командах и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо сутью и особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Не зря многие педагоги рассматривают спортивные игры как модели современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодёжи и взрослых.
В процессе занятий спортивными играми развиваются также все другие двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся, на воспитание нравственных и волевых качеств, что создаётся главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников. Особенно игровые упражнения содействуют воспитанию таких волевых качеств, как инициативность и самостоятельность, поскольку игроку приходится самостоятельно и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия.
Физическая культура – одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность учащихся. Она отражает состояние общества в целом. Физическая культура личности включает всё то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что дала ему природа в развитии физический способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и всё то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование. К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства. Учащиеся должны регулярно заниматься физической культурой, спортом. Это ставит перед всеми важную задачу – целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость. Физическое и духовное развитие учащейся молодёжи органически дополняют друг друга и способствуют повышения социальной активности личности.
Физическая культура – это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодёжи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества.
15