Выступления на педсовете на тему Социализация личности учащихся – роль школы на каждом этапе развития ребенка»

Выступления на педсовете по теме:
«Социализация личности учащихся – роль школы на каждом этапе развития ребенка»


Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся.
Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Сегодня выпускник должен быть:
- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа.
Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

Социальное самоопределение
Социальное самоопределение Профессиональное самоопределение
Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев
Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений.


Условия социально-профессионального самоопределения

Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности.
Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности.



Возрастные этапы становления
социально-профессионального самоопределения
Уровни
самоопределения
Возраст
детей
Характеристика этапа
социально-профессионального
самоопределения

Уровень
пассивного
самоопределения
6-11 лет
(пропедевтический этап)
1-3(4) классы

Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование умелости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным.
Начинается осознание своих социальных возможностей.

Уровень
зависимого
самоопределения
12 –14(15) лет
5-7 классы

Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профессионального пути.

Уровень
сознательного
самоопределения
15-16 лет
8-10 классы
Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей.

Уровень
осознанного
самоопределения
старше 16 лет
10-11 классы
Происходит уточнение социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осуществление проб в различных видах трудовой и учебной деятельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни).


Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социализации.
Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать
Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, . – т.е. социально зрелого. А как же реально сегодня обстоит дело с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы?
Готовясь к нашему педсовету, психолог школы провел анкетирование учащихся 4, 9, -11 классов по выявлению уровня социальной зрелости, а также анкетирование учителей по социализации в школе.
О результатах анкетирования расскажет психолог школы Алексютина И.В.
На каждом возрастном этапе педагоги используют свои формы и методы социальной адаптации и социализации школьников.
Ибрагимова Э.Р. «Использование приемов и методов педагогической деятельности для формирования социализации учащихся начальной школы»
Рыженко С.В. «Профессиональное воспитание учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.
В общеобразовательной школе профориентационная деятельность направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора. Психологическая же причина проявления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободного выбора. Проблема свободы порождает значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор, но, поскольку не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная проблема в специальных помощниках-консультантах, облегчающих решение этих сложных жизненных задач.
Жизнь заставляет искать новые пути развития профессиональной подготовки, новые методы социально-трудовой адаптации молодежи к современным рыночным условиям. Эту проблему надо решать на комплексной основе, через выстраивание взаимодействий различных организации и ведомств. Решающую роль в системе профориентации отводится общеобразовательным учреждениям, которые призваны сформировать у ученика компетенцию в сфере профессионального самоопределения.
Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели:

1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями.





Осинцева Е.Л. «Основы выбора профессии»
Что касается профориентационной работы, существует на сегодняшний день ряд проблем:
Со стороны классных руководителей мало проводится тематических классных часов по профориентации. Практически, классные руководители редко приглашают представителей различных профессий на классные часы, сотрудничают с общественными организациями.
Только лишь некоторые классные руководители организуют экскурсии на предприятия, в учебные заведения, выезжают куда-либо с детьми.
Данные проблемы все решаемы, классным руководителям необходимо пересмотреть отношение и проявить активность в профориентационной работе.

Сегодня содержание и методы среднего образования не отвечают требованиям современной социализации:
Содержание страдает преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физподготовки, содержательной перегрузкой программ и учебников;
Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен
Ребенок в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность.
Многие эти проблемы решаются через демократизацию школы: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.
Эреджебова Ф.Б. «Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации».
Важнейшими факторами социализации ребенка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, являются детское общественное движение и ученическое самоуправление. Рожков М.И.: «Участие в работе органов самоуправления на уровне общеобразовательных учреждений – один из ведущих факторов социализации в разных сферах жизнедеятельности, имеющий огромное значение в организации целенаправленной воспитательной работы с учащимися»; Кабуш В.Т.: «Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся».
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, обеспечение возможности каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности, воспитание организаторов.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся.
Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем
взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
В школе существует система самоуправления, которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Она состоит из ученического самоуправления в классах, школьного ученического самоуправления. В каждом классе работают органы ученического самоуправления, что приучает ребят к ответственности и помогает в организации работы коллектива. Самостоятельная деятельность учащихся в классе реализуется через дежурства, выполнение своих обязанностей (командир класса, завуч, журналист и т. д.), через подготовку классных часов и различных мероприятий. Деятельность детей корректируется классным руководителем. Органы школьного самоуправления формируются из классных активов. 5 год работает Совет активистов, состав которого постоянно обновляется. Каждый год проводится День самоуправления, где координирующая роль предоставлена Совету активистов. Совместно с зам. по ВР ребята организовывают проведение данного мероприятия. День самоуправления – это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям взрослой жизни, когда на их плечи ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. Дню самоуправления предшествует подготовка к проведению уроков, распределение обязанностей, выбор «администрации». Таким образом, каждый старшеклассник оказывается вовлеченным в подготовку и проведение мероприятия и может выбрать «роль» соответствующую своим интересам. Подводя итоги прошедшего дня, учителя дают рекомендации, оценивают работу своих «дублеров». Завершается день праздничным концертом. Успех Дня самоуправления во многом зависит от предварительной работы, которую проводят классные руководители 10-11 классов. Очень важно правильно выбрать ребят, которые выполняют функции администрации школы, т.к. от их ответственности и умения правильно спланировать и организовать как собственную работу, так и работу своих «подчиненных» зависит успех всего дела.
Совет активистов координирует работу различных секторов: культурно-массового, информационного, интеллектуального, спортивного и др. Направления работы органов ученического самоуправления следующие: нравственное, патриотическое, трудовое воспитание. Каждый год в школе проходит множество мероприятий по данным направлениям. Следующие направления: спортивно-оздоровительное (участие наших спортсменов в районных соревнованиях), организация досуга, которым занимается культурно-массовый сектор (проведение мероприятий, праздников и дискотек)
В нашей школе работает творческое объединение «Пресс-центр», в котором корреспонденты работают над выпуском школьной газеты. В статьях, которые пишут юные журналисты, они самовыражаются, выражают свое мнение и отношение к чему-либо, самореализуются. Очень важно, продолжать эту работу, пока у детей есть желание и у нас есть возможности помогать им в этом. Но, к сожалению, наблюдается равнодушное отношение некоторых классных руководителей к развитию детско-юношеских средств массовой информации в школе: учителя-предметники и классные руководители не заинтересованы в подаче материала о достижении своих учеников, нередко возникают проблемы с распространением газеты. Сейчас повышается престиж выпуска газеты в школе. Даже в малокомплектных сельских школах выпускаются газеты.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни. Самоуправление дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
В работе классных и школьных органов самоуправления необходима координирующая помощь взрослых, необходимо создавать условия для участия ребят в делах классного и школьного управления.
Проблемы:
1) Не всегда активное участие детей в каком-либо деле, мероприятии.
2)Недобросовестное выполнение обязанностей и поручений, возложенных на учащихся;
3)Пассивность со стороны классных руководителей в организации классного самоуправления и неактивное участие (нежелание) в школьном.
Я думаю, что все проблемы решаемы, если вместе со мной активно будете работать вы, классные руководители, организуя самоуправление в классном коллективе, воспитывая в них те качества, которые необходимы для активного участия в любом деле и помогать выводить детей на новый уровень, школьное самоуправление. Не так много детей заняты в школьных делах. Работая вместе в системе, мы добьемся того, чтобы наше самоуправление развивалось и приносило результаты.
Решение:
Признать работу педагогического коллектива школы по социальной адаптации и социализации школьников системной и эффективной.
В урочную и внеурочную деятельность учащихся в 2015-2016 учебном году активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению выпускников. Провести контроль на ШМО в 4 четверти.
При планировании воспитательной работы на 2015-2016 учебный год классным руководителям учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Классным руководителям 8-11 классов, учителям-предметникам в 2015-2016 учебном году проводить тематические классные часы с приглашением представителей различных профессий, экскурсии на предприятия поселка. Ответственный: зам. директора по ВР Миронюк С.Н.

Ввести с 2015-2016 учебного года мониторинг по уровню социализации и «социальной зрелости» учащихся 8-11 классов. Ответственный: педагог-психолог Алексютина И.В.

Разработать программу по профориентации «Наш выбор» как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать для безусловного внедрения в практику работы классных руководителей и руководителей творческих объединений.

Ответственный: зам. директора по ВР Миронюк С.Н.
Срок исполнения: до 15 июня 2016 года.




















15