Готовность к работе в интерактивном режиме на уроках истории


Готовность к работе в интерактивном режиме
на уроках истории
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 26»
Золотарева Татьяна Анатольевна
В условиях реализации КПМО требования, предъявляемые обществом и государством к учителю и ученику существенно изменились. Новые образовательные стандарты переносят акцент усвоения значительной по объему системы знаний по любому предмету на усвоение способов деятельности, развитие способностей к самостоятельному решению проблем. Интерактивные методы обучения в этих условиях способы оптимизировать учебный процесс.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Оно основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, важнейшими составляющими которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
взаимодействие двух и более субъектов: учителя и ученика, ученика и ученика, групп учащихся
это процесс общения «на равных», где все участники такого общения готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.
это обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности, так как неинтересное учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения
все являются участниками образовательного процесса , в том числе и учитель.
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
• конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
• коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
• социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Решение этих задач на учебном занятии с использование групповых методов интерактивного обучения проходит пять этапов:
Постановка проблемной ситуации. Стимулирует познавательную активность учащихся, выявляя несоответствие их опыта поставленным задачам, актуализирует прежние знания. На этом этапе учитель может выявить уровень освоения учениками учебного материала, задав вопрос: «Что нам уже известно о теме урока?»
Формирование учебных групп. Способы создания учебных групп: свободное, организованное учителем с учетом уровня подготовки или случайное – методом жеребьевки.
Организация учебной деятельности учащихся в группе. Определение требований к результату деятельности группы.
Интерактивные методы обучения требуют выполнения следующих норм:
- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на - понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
- каждый имеет право попросить каждого о помощи;
- каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
- критикуются идеи, а не личности.
Презентация групповых решений. Особое внимание на этом этапе следует обратить на то, чтобы каждый участник группы принял участие в представлении результатов работы.
Рефлексия прошедшего занятия. Происходит в ходе обсуждения результатов работы групп, подведения итогов, выставления отметок – одинаковых для всей группы. Особое значение здесь лучше уделить тому, чтобы оценивание результатов деятельности осуществлялось самими учениками.
Для реализации интерактивного обучения современная дидактика предлагает многообразие интерактивных технологий:
технология имитационных игр, в т.ч. и компьютерных;
организационно-деловые игры;
деловые игры;
ролевые игры, в т.ч. ситуационно-ролевые;
эвристические технологии;
метод «мозгового штурма»;
разного вида тренинги, в т.ч. видеотренинги;
Достаточно эффективным является метод парной работы: взаимоопрос домашнего задания; при работе с терминологическим минимумом мною вызываются два учащихся - один получает карточку со списком терминов, дат, исторических личностей, другой должен назвать, какие понятия содержит карточка по объяснению напарника.
Для осуществления интерактивного обучения педагог должен обладать набором интерактивных компетентностей:
а)владение стратегией взаимодействия с обучаемым;
б)умение соорганизовать командную, групповую работу (правильно распределить групповые роли, чётко сформулировать цели и задачи взаимодействия, сформулировать проблему, осуществлять грамотно инструктаж, консультирование); в)умение управлять групповым взаимодействием, создание «коммуникативного поля»; г)навыки руководства дискуссией, полемикой, спором и проектированием более эффективных стратегий
д)постоянно заниматься самообразованием, применять на уроке и в подготовке к нему мультимедийные учебные пособия и ресурсы интернет.
Использование ИКТ-технологий в современной школе является непременным условием эффективности образовательного процесса, позволяет представить информацию не статично, а в виде динамического озвученного видеоряда, стимулируя тем самым познавательную активность.
Приведу ряд сайтов, используемых мной при подготовке уроков по истории культуры. Специфика данной темы требует от учителя максимально использовать наглядные средства обучения, изучить на уроке большой объем информации, найти возможность включить каждого ученика в познавательную и исследовательскую деятельность. Лучше всего здесь применять групповые методы работы: например, изучив видеоряд, учащиеся должны сделать вывод об особенностях творчества различных художников.
Практически невозможно без обращения к интернет качественно провести уроки, посвященные изучению жизни и быта людей. Красивые иллюстрации, информация о славянских богах, героях сказаний и былин, ритуалах и обрядах представлена на сайте slavyans.narod.ru («Славянская слобода») Почти 2 тысячи уникальных фотографий рассказывают о жизни Российской империи на ресурсе all-photo.ru («Империя в фотографиях».) Целый ряд сайтов (slava-cccp.narod.ru, sovetika.ru) посвящены Советскому Союзу: музыка прошлых лет, агитплакаты, статьи о советских вождях и другие материалы помогают наглядно и достоверно рассказать не только о жизни обычных людей, но и – для старших классов – представить на практике, какое влияние оказывала тоталитарная система на культуру и искусство.
Еще одной формой использования ресурсов интернет является проведение уроков, в ходе которых ученикам в качестве источника информации предлагается изучить какое-либо аутентичное периодическое издание. Такая форма работы предоставляет возможность организовать групповую работу, провести урок с применением проблемно – поисковых методов.
Систематизируя полезные ссылки, я создала карту ресурсов, которые применяю особенно часто. Использование такой карты существенно облегчит работу с ресурсами интернет для начинающих пользователей сети.
Немаловажную роль в организации интерактивной деятельности играют учебные пособия, в том числе электронные. Из таких программных продуктов мною систематически используется «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Историческая часть школы включает в себя 3 модуля: «история России IX – XVIII вв.», «История России XIX – XX вв.», «Репетитор по истории». 3 уровня сложности и 4 режима тестирования в модуле «Репетитор» позволяет и в урочное и во внеурочное время отработать навыки прохождения тестирования по истории в формате ЕГЭ.
Хорошо в работе себя зарекомендовал компьютерный учебник «История России ХХ век» (Клио – софт) Важной его особенностью, отличительной чертой от других компьютерных учебных программ является то, что это комплексная обучающая программа по истории, реализующая замкнутый алгоритм обучения. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Примерно 95 % основного учебного материала представлено не вредным для глаз гипертекстом, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там где это необходимо) мультимедийных лекций.