Интеграция спортивно-оздоровительного и военно-патриотического воспитания, как фактор обеспечения современного качества образования
«Интеграция спортивно-оздоровительного и военно-патриотического
воспитания, как фактор обеспечения современного
качества образования»
МАУДО «Детский морской центр №9»
Дунаевская Ольга Анатольевна
Педагог дополнительного образования
по танцевальной аэробике
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем человеческое здоровье. Здоровье – это состояние не столько отсутствие болезни, сколько возможности организма обеспечить динамическое развитие в жизнедеятельности, при котором происходит устойчивый процесс формирования, сохранения и развитие биологических, физиологических, психических, социальных функций человека, а так же их оптимальное уравновешивание, как между собой, так и с окружающей средой, что обеспечивает максимально активную продолжительность жизни человека.
В укреплении здоровья населения, все больше возрастает значение физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаливают тело и укрепляют здоровье, способствуют воспитанию черт личности, необходимых будущим специалистам различного направления, как в трудовой, так и оборонной деятельности на благо своей страны защиты своей Родины. Физическая подготовка так же придает человеку жизнестойкость в экстремальных условиях, а в нашем современном быстро развивающем мире это немаловажно. Россияне заинтересованы в том, чтобы молодые люди росли физически здоровыми, крепкими, жизнерадостными, счастливыми, готовыми к трудовой деятельности на благо своей страны и защиты своей Родины.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, воспитания интеллектуального, морально-психологического молодого поколения, быть готовыми к военной службе и защите своего Отечества. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению молодежи через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного дополнительного образования.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, строится на формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного образования. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности:
внедрение новых здоровьесберегающих технологий
использование валеологических приемов для мотивации к ЗОЖ;
использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества ЗОЖ.
ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА
Основная проблема, которая встала перед коллективом - это слабое физическое развитие детей и подростов, поступивших на обучение в Кадетскую школу. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
На совете педагогов было принято решение о необходимости в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровьесберегающих технологиях и методиках.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
В МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» успешно используются здоровьесберегающие технологии, целью которых является – обеспечить воспитаннику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Таким образом, внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий воспитательной работы помогут молодому поколению заботиться о своем здоровье, быть морально и физически готовым к служению и защите своего Отечества.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель: организация физкультурно-оздоровительной и военно-патриотической работы в Центре, таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни, готовности служения Отчизне в рядах Российской Армии.
Задачи:
охрана и укрепление физического здоровья детей;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического здоровья, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в Центре имеется спортивные залы, оснащенные необходимым традиционным и нестандартным оборудованием. На территории Центра оборудованы спортивные и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как в воспитании патриотизма и нравственности, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Занятия спортом оказывает благотворное влияние на развитие физических сил и умственных способностей детей, умения взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу, в целом способствуют повышению качества образования.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических знаний, демонстрируя это на своем собственном примере, либо прибегают к услугам дополнительного образования или спортивных школ. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?
Существует ошибочное мнение: что для ребенка главное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом, c трудностями, которые постоянно поджидают его на его жизненном пути. Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умения плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым психологически (эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы личности, доминантность полушария, темперамент), духовно (целевые установки, нравственные ценности, идеалы и т.п) и физически. Сложившая социально – экономическая обстановка в стране изменила в стране отношения к детям со стороны воспитывающих взрослых.
Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства, жизнестойкости в экстремальных ситуациях, которые готовит нам жизнь. Поэтому, в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни, а так же обучения их доступным двигательным умениям. Модернизация образования вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания учащихся.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается гуманистический характер образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.
Большое значение в обеспечении духовного и физического здоровья подрастающего поколения имеет система дополнительного образования детей. В нашем Центре на занятиях физической культурой и спортом готовят воспитанника к жизни, закаливают тело и укрепляют здоровье, способствуют воспитанию черт личности, необходимых будущим специалистам различного направления, как в трудовой, так и оборонной деятельности на благо своей страны защиты своей Родины., все мероприятия могут сыграть существенную роль в становлении их личности. В системе физкультурно-оздоровительной работы Центра прочное место занимают спортивные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Здесь рождаются новые интересные формы работы: военно-спортивные игры, морское многоборье (соревнования на шлюпка «Ял»), военизированные эстафеты «Рейд по тылам противника», «Лыжный патруль», воспитательные мероприятия (КВН «Здорово жить!», познавательная интерактивная игра «Витаминный бум», «Праздник Нептуна» и др.)
В Центре работают различные объединения по интересам, с учетом возрастных особенностей детей: «фехтование», «тхэквондо», «каратэ-до», «школа выживания», «строевая подготовка», «пулевая стрельба», «дзюдо», «туризм», «морское многоборье», «театральная студия», «изо-деятельности», «аэробика-фитнесс». Наша педагогическая деятельность охватывает все параллели (млад, сред, стар школьный возраст).
Дети с большим желанием учатся искусству фехтования. Это единственный кружок рапиристов в нашем городе. Желающие ребята научиться пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки и развить меткость, занимаются в объединении «Пулевая стрельба. На занятиях по пулевой стрельбе используются инновационные технологии: электронный тренажер «Скат», который способствует повышению результативности работы. Воспитанники всегда занимают призовые места в городских, региональных и республиканских соревнованиях. На занятиях дзюдо, каратэ и рукопашного боя подростки могут не только развивать свои физические возможности, но и учатся искусству самозащите и самообороне. Наши педагоги готовят борцов высокой квалификации, которые получают спортивные разряды, на соревнованиях различного уровня становятся кандидатами в мастера или мастерами спорта, чемпионами Республики Татарстан, Российской Федерации и призерами чемпионатов Европы и мира.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как, это период самоутверждения, пробуждает интерес к самовыражению, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Для решения поставленных целей и задач, в Центре создаются все оптимальные условия. Педагоги дополнительного образования, не только проводят систематически учебные занятия в своих объединениях, которые ведутся по составленному расписанию во второй половине дня и также ведут воспитательную работу с детьми. Для укрепления и охраны здоровья своих воспитанников в течение всего учебного года педагоги организовывают, либо принимают активное участие в воспитательных мероприятиях. В таких мероприятиях как, дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, товарищеские встречи, первенства, подвижные игры на свежем воздухе, военно-спортивные игры, спортивное ориентирование, тактико-полевые выходы, где педагоги отслеживают проверку и закрепление усвоенных знаний на практике.
Такая работа с детьми в дополнительном образовании ценна и тем, что создает условия для эмоционального и психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие воспитанников-кадетов в целом. Воспитание характера, нравственности, создает определенный духовный настрой, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на психику подростков.
Система физкультурной работы включает в себя:
организация подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе;
пальчиковые игры и упражнения;
двигательная деятельность детей;
организация спортивных праздников и соревнований;
проведение «Дня здоровья»,
организация работы с семьёй «Папа, мама, я – спортивная семья».
Заключение.
Патриотическое воспитание – сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей школы, семьи и общественности. Статистика, исследования, наблюдения, да и просто здравый смысл, свидетельствует о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека и, следовательно, на продолжительность человеческой жизни. Ведь от духовного здоровья народа, в том числе и подрастающего поколения, зависит очень многое, как повышение качества образования, так и будущее нашей страны.
И в заключении хочется еще раз подчеркнуть следующее:
быть здоровым значит не быть больным,
быть здоровым значит быть приспособленным,
быть здоровым значит иметь хороший психологический баланс,
быть здоровым значит жить интересно, полноценно,
быть здоровым значит быть способным решать ежедневные задачи.
13PAGE 15