Доклад Система работы по подготовке детей – дошкольников к обучению в православной гимназии» (из опыта работы)
Направление «Православие и образование, воспитание».
Доклад
«Система работы по подготовке детей – дошкольников к обучению в православной гимназии» (из опыта работы)
Покидко Ольга Петровна
педагог дополнительного образования,
НОУ «Ноябрьская Православная гимназия»
г.Ноябрьск, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
тел. 89224593972
Формирование духовно – нравственных ценностей является важнейшим условием сохранения здоровой нации, гуманных взаимоотношений и общечеловеческих ориентиров в обществе. Оттого, насколько развиты духовно – нравственные ценности того или иного общества, зависит благополучие каждого.
Так, если говорят, что воспитание должно вести к счастью воспитанника, то только христианство и может дать истинное счастье человеку. Не отвергая земных радостей, оно запрещает только неумеренную привязанность к ним и указывает человеку на истинную радость, которая состоит в молитвенном общении с Богом, в служении ближним в духе любви. Наиболее четко и ясно данные ценности просматриваются в православной педагогике.
Такой концепции в воспитании придерживается Православная гимназия. И в ее стенах должны учиться дети, родители которых понимают суть и цели православного образования и воспитания. Вот и появилась идея создать Школу раннего развития «Светлячки». Это вид дополнительного образования, которое предоставляет гимназия будущим учащимся с целью ориентации их на получение православного образования и воспитания в стенах Ноябрьской Православной гимназии. Для более успешного формирования гармоничной личности будущих гимназистов необходимо начинать эту работу с раннего возраста. Я веду с пятилетними детьми занятия по разным направлениям: подготовка к обучению грамоте, знакомство с окружающим миром, помощь в освоении счетом, чтением. Для родителей подготовила консультации по этим же разделам: « Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением, письмом», « Подготовка ребенка к обучению математике».
Чтобы углубить детские знания о Боге, непреложном Его бытии, дать понятие о свойствах Божиих я составила модифицированную программу «Мир света и Любви», сочетающую в себе элементы православной культуры, патриотизма, духовно – нравственного воспитания.
Программа состоит из нескольких модулей:
Ознакомление детей с элементами мировой культуры (на основе Библии)..
Древняя Русь.
Радость добра и послушания.
Герои – освободители Руси и их духовные наставники.
Православные праздники как часть православной культуры
Цель работы по первому блок не в сухом информационном сообщении сведении о библейских сюжетах, но в пробуждении в детях «живого внимания к нравственному и прекрасному». Воспитание культуры чувств, приверженности высшим идеалам - истине, красоте, любви, добру, прощению, жертвенности - многие века совершается через слово Библии. Мы ставим для себя «сверхзадачу» - не просто показать детям эти ценности и идеалы, пробудить к ним интерес и живое внимание, но способствовать тому, чтобы дети приняли их как ценности собственного бытия.
В третьем блоке программы речь идет о воспитании нравственной культуры, которая включает в себя всего человека, его ум, чувства (сердце) и волю, - то, что мы называем «внутренней культурой». Нравственная культура - это мораль в действии, во всех жизнепроявлениях человека, способность человека к свободному выбору между добром и злом в пользу первого.
При реализации программы достигаются основные цели:
Подготовка детей к обучению в Православной гимназии;
Формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России с целью подготовки дошкольников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования;
Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности;
Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро.
Для выполнения этих целей мы приступили к решению познавательных задач:
Возвратить в активную лексику детей понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь.
Дать знания основ православного учения и истории Православия.
Развивающие задачи нашли свою реализацию в развитии разных сторон и способностей дошкольников:
способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.
логического мышления и элементарных математических представлений.
Эстетическое развитие в направлении утончения и возвышения чувств ребенка.
Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ.
В ходе работы школы мы воспитываем у своих дошкольников:
уважительное отношение к своей культуре;
направленность к добродетельной жизни;
начатки нравственного поведения;
семейную ориентацию.
Чтобы систематизировать свои знания о Православии, овладеть теорией православной педагогики и психологии, освоить методику преподавания богословских дисциплин, я поступила на учебу на Высшие Богословские Курсы при Московской Духовной Академии.
Первый выпуск «Светлячков» учится в шестом классе. По успеваемости и другим показателям класс достиг хороших результатов. В первом классе 2015 – 2016 уч. года тоже большинство «светлячков», т.е. можно сделать выводы о достижении поставленных целей: постепенный переход от дошкольного детства к школьной жизни, который сглаживает острые углы при адаптации детей в первом классе, при смене основной игровой деятельности на учебную.
Но игровая деятельность не уходит из жизни детей, а приобретает новое направление, она помогает усваивать материал. С этой целью я составила подборку игр на развитие творческих способностей.
Работа по подготовке дошкольников осуществляется по различным разделам:
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с окружающим миром.
Развитие речи.
Основы православной культуры.
Художественно- продуктивная деятельность.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трёх направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий;
логическая пропедевтика, включающая формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
В разделе «Развитие речи» обеспечивается обогащение активного словаря детей, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ – рассуждение.
Освоение материала детьми идет в разных формах. Это рассказы педагога, сопровождаемые показом иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, продуктивно-художественная и театрализованная деятельность детей.
Наиболее интересны для детей занятия по ознакомлению с библейской историей, знакомству с церковной живописью и музыкой. Через них дети знакомятся с основами православного учения и историей Православия. У детей формируется способность к оценке явлений жизни с позиций православной этики. Воспитываются начатки нравственного поведения. Большую помощь на занятиях оказывают мультимедийные пособия, учебные фильмы, а так же материалы детского семейного образовательного телеканала «Радость моя», «Доброе слово» (знакомит детей с Православными праздниками и жизнью святых), «Шишкин лес» (добрые персонажи веселых и поучительных историй помогают ребятам лучше понимать друг друга, учат дружить, уважать старших и помогать младшим, расти умными и скромными, быть отзывчивыми, подсказывают какие именно качества характера можно развивать уже с самого раннего детства).
Без родителей-союзников в вопросах воспитания никак не обойтись. Стремясь к взаимодействию с родителями, так как от них зависит формирование привычки использовать полученные на занятиях знания в повседневной жизни, было принято решение организовать семейный клуб «Светлица».
Цель работы клуба: просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания, взаимодействие коллектива родителей и детей, укреплению дружеских взаимоотношений, расширение представлений о православной гимназии как образовательном учреждении, воцерковление родителей учащихся.
Клубные встречи - это способ педагогической и психологической поддержки родителей.
Заседания проводятся ежемесячно в различных видах деятельности: творческая гостиная, консультации, семинары-практикумы, дискуссии, семейные и православные праздники. В ходе этих заседаний рассматриваются такие темы, как: «Праздники нашей семьи», «Игры и игрушки наших детей», «Роль отца в воспитании детей», «День Матери» и другие знакомят молодых родителей с традиционным укладом российской семьи, с ролью игр, игрушек и сказок в духовно-нравственном воспитании личности ребенка, оказывает помощь в укреплении авторитета мужчины в семье.
Организация работы семейного клуба «Светлица» осуществляется в двух направлениях: просветительское - предоставление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей и практически-действенное: содействие проявлению творческих способностей, полноценному общению с педагогами и другими семьями, создание условий для реализации собственных идей, организация встреч с интересными людьми (духовенством, музыкантами, семейными творческими коллективами).
Особенно дороги семейные праздники, к которым семьи и педагоги готовятся заранее. В них участвуют всей семьей, оформляются тематические выставки работ, конкурсы, подготавливаются музыкальные и творческие номера.
Тесный контакт с семьями детей и деятельное участие родителей в буднях и праздниках клуба помогли членам семей лучше узнать и понять друг друга, воспринять забытые традиции, христианские заповеди и учиться следовать им.
Процесс преемственности выражается не только в выборе образовательных программ, но и в постепенном вхождении в жизнь гимназии. Мы участвуем в общегимназических мероприятиях: Рождество Христово, Праздник постного стола, Масленица и праздничных Богослужениях.
13PAGE 14115
13PAGE 14515
Ноябрьск 2016
15