Рабочая программа по алгебре для 8 класса. Автор Муравин
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40
Дзержинского района г. Волгограда
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ СОШ № 40
_____________/Г.Г. Бабич /
«____» __________2014 г.
СОГЛАСОВАНО с директором
заместитель директора по УВР
____________/И.Н. Шевченко/
«____» _____________ 2014 г.
РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МО учителей математики и информатики
протокол №1 от «____» ____________2014 г.
руководитель МО____________/ С.С. Аксенова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: алгебра
класс: 8 «А»
Учитель - составитель: (Тоноян С.А.)
г. Волгоград, 2043 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы Г.К.Муравина, О.В.Муравиной и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Изучение алгебры в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи курса алгебры для достижения поставленных целей:
формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
формирование значения математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира;
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.);
формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Содействует реализации единой концепции математического образования.
Алгебраические выражения. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений.
Уравнения с двумя переменными; решение уравнений с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.
Числовые неравенства и их свойства. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Графики функций: корень квадратный. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции описывающие эти процессы.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении и уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описание зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 102 часа в год, т. е. 3 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация.
Технология обучения.
Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевая компетенция обучающихсяЦелевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная) Извлекать пользу из опыта.
Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Организовывать собственный способ прием обучения.
Социально-трудовая компетенция Включаться в социально-значимую деятельность.
Оперативно включаться в проекты.
Коммуникативная компетенция Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Овладение навыками неконфликтного общения.
Способность строить и вести общение.
Компетенция в сфере личностной ориентации Критически относится к тому или иному аспекту.
Уметь противостоять сложностям.
Занимать личную позицию.
Виды и формы контроля.
Математический диктант, тест, самостоятельная работа, фронтальный опрос, практическая работа, контрольная работа. В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ.
Промежуточная (годовая) аттестация проводится в 8 классе в форме итоговой контрольной работы.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Учебный комплект:
Алгебра. 8класс.: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений/ Г.К.Муравин, К.С.Муравин, О.В.Муравина.- М.: Дрофа,2011.
Алгебра. 8 кл.: рабочая тетрадь к учеб., Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной «Алгебра. 8класс». В 2-х частях/ Г.К.Муравин, О.В,Муравина.- М.: Дрофа, 2012.
Алгебра. 8 кл.: дидактические материалы к учеб., Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной «Алгебра. 8класс» / Г.К.Муравин, О.В,Муравина.- М.: Дрофа, 2012.
Пособия для учителя:
Алгебра. 8 класс: методическое пособие к учебнику Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной «Алгебра. 8 класс»/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина.- 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2011.
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
Журнал «Математика в школе».
http://mat.1september.ru - Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
http://www.mathematics.ru - Математика в Открытом колледже
http://www.math.ru - Math.ru: Математика и образование
http://www.mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
http://www.allmath.ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте
http://eqworld.ipmnet.ru - EqWorld: Мир математических уравнений
http://www.exponenta.ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт
http://www.bymath.net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
http://www.neive.by.ru - Геометрический портал
http://graphfunk.narod.ru - Графики функций
http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
http://rain.ifmo.ru/cat/ - Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
http://www.uztest.ru - ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
http://zadachi.mccme.ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
http://tasks.ceemat.ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www.problems.ru - Интернет-проект «Задачи»
http://www.etudes.ru - Математические этюды
http://www.mathem.h1.ru -Математика on-line: справочная информация в помощь студенту
http://www.mathtest.ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
http://www.matematika.agava.ru - Математика для поступающих в вузы
http://school.msu.ru - Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ
http://www.mathprog.narod.ru - Математика и программирование
http://www.zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://www.kenguru.sp.ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»
http://methmath.chat.ru - Методика преподавания математики
http://olympiads.mccme.ru/mmo/ - Московская математическая олимпиада школьников
http://www.reshebnik.ru - Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика — задачи, решения
http://www.mathnet.spb.ru - Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
http://www.turgor.ru - Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников.
№ п/пНаименование раздела программы Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Требования к уровню
подготовки обучающихся (результат) Дата
проведения
план факт
1 Повторение курса алгебры 7 класса
(4ч) Числовые и буквенные выражения, многочлены и их преобразования, формулы сокращенного умножения. 1 Знать формулы квадрата двучлена, разности квадратов. Уметь применять их в преобразованиях многочленов. 2 Решение уравнений, уравнения с двумя переменными и их системы. 1 Уметь решать уравнения с одной переменной и системы уравнений с двумя переменными. 3 Функция у = кх. 1 Уметь строить график функции 4 Степень и ёе свойства. 1 Свойства степени с натур. показателем. 5 Рациональные выражения (25 ч)
Формулы куба двучлена 3 Знать формулы куба двучлена и уметь применять их при преобразовании выражений, решении уравнений и доказательстве тождеств. 6 7 8 Формулы суммы и разности кубов 3 Знать формулы суммы и разности кубов и уметь применять их при преобразовании выражений, решении уравнений и доказательстве тождеств. 9 10 11 Допустимые значения. Сокращения дробей. 3 Знать понятия целого, дробного, рационального выражений. Уметь сокращать дроби. 12 13 14 Умножение, деление и возведение дробей в степень 3 Знать правила умножения, деления и возведения дробей в степень. Уметь упрощать дробные выражения. 15 16 17 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 2 Знать правила сложения и вычитания дробей с равными знаменателями. Уметь упрощать дробные выражения.
18 19 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 4 Знать алгоритм сложения дробей. Уметь упрощать дробные выражения с применением данных действий. 20 21 22 23 Упрощение рациональных выражений 3 Уметь упрощать рациональные выражения 24 25 26 Дробные уравнения с одной переменной 3 Уметь решать дробные уравнения 27
28 29 Рациональные выражения (25 ч) Контрольная работа №1 «Рациональные выражения» (или зачёт) 1 Контрольная работа № 1 или зачёт 30 Степень с целым показателем (16 ч)
Степень с целым показателем (16 ч) Прямая и обратная пропорциональность величин 3 Знать определения прямой и обратной пропорциональности, Уметь решать задачи на пропорциональность 31 32 33 Функция у = кх и её график 3 Знать определение функции у = кх, уметь строить её график, знать свойства данной функции34 35 36 Контрольная работа
№ 2«Функция у = кх»
1 37 Определение степени с целым отрицательным показателем 3 Знать значение степени с нулевым показателем и определение степени с отрицательным показателем. Уметь вычислять значения степенных выражений 38 39 40 Свойства степени с целыми показателями 3 Знать свойства степеней с целыми показателями. Уметь применять свойства при упрощении рациональных выражений 41 42 43 Стандартный вид числа 2 Уметь представлять числа в стандартном виде 44 45 Контрольная работа № 3 «Степени с целыми показателями» 1 46 Квадратные корни
(15 ч)
Рациональные и иррациональные числа 1 Знать правила отнесения чисел к множеству целых, дробных, рациональных и иррациональных чисел 47 Периодические и непериодические бесконечные десятичные дроби 1 Знать понятие периодической и непериодической десятичной дроби 48 Функция у = х2 и её график 2 Уметь строить график квадратичной функции и решать графически системы уравнений 49 50 Понятие квадратного корня 2 Знать определение квадратного корня, арифметического квадратного корня. Уметь вычислять его по таблицам и на калькуляторе 51 52 Свойства арифметических квадратных корней 2 Знать свойства арифметических квадратных корней. Уметь производить вычисления с кв. корнями. 53 54 Внесение и вынесение множителя из-под знака корня 2 Уметь выносить множитель из-под знака корня и наоборот, вносить множитель под знак 55 56 Квадратные корни
(15 ч)
Действия с квадратными корнями 4 Уметь выполнять основные действия и преобразования выражений с радикалами 57 58 59 60 Контрольная работа № 4 «Квадратные корни» 1 61 Квадратные уравнения (21 ч) Выделение полного квадрата 2 Уметь выделять полный квадрат двучлена. 62 63 Решение квадратного уравнения в общем виде 3 Уметь решать квадратное уравнение в общем виде по заданному алгоритму 64 65 66 Теорема Виета 2 Знать теорему Виета и уметь применять её для решения кв.уравнений 67 68 Частные случаи квадратных уравнений 2 Уметь решать неполные квадратные уравнения 69 70 Задачи, приводящие к квадратным уравнениям 4 Уметь решать задачи, приводящие к квадратным уравнениям 71 72 73 74 Квадратные уравнения (21 ч) Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения» 1 75 Решение системы уравнений способом подстановки 3 Уметь решать уравнения способом сложения и способом подстановки 76 77 78 Решение задач с помощью систем уравнений 3 Уметь решать задачи с помощью систем уравнений 79 80 81 Контрольная работа № 6 «Квадратные уравнения» 1 82 Вероятность (7 ч) Вычисление вероятностей 3 Знать формулу расчёта вероятности события, числа перестановок, размещений и сочетаний 83 84 84 Вероятности вокруг нас 3 Уметь решать задачи на определение вероятности события 85 86 87 Контрольная работа № 7 «Вероятность» 1