Конспект интегрированного занятия по математике Путешествие в страну Математика.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка-д/с I категории №71 «Журавушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности детей
старшей группы №1
Составила:
Белкина Светлана Юрьевна,
воспитатель МБДОУ ЦРР - д/с
Iкатегории №71
Шахты 2015
Тема: «Путешествие в страну « Математика».
Цель: Закрепление знаний, полученных в течение первого полугодия, продолжать знакомить детей с целыми и частями, учить детей делить предмет на две, четыре части. Образ. области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивать навык прямого и обратного счёта до 10.
Упражнять в количественном счёте в пределах 10.
Учить детей делить предмет на две, четыре части.
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
Продолжить учить решать примеры .ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитывать интерес к математическим занятиям.
2.Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься вместе, в коллективе.
3.Воспитывать стремление радовать старших своими достижениями.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2.Развивать наблюдательность, познавательность.
3.Развивать мыслительную активность , умение чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.
4.Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
5.Развивать умение ориентироваться в пространстве.
6.Развивать память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами , геометрическими фигурами, решение несложных примеров на сложение и вычитание, индивидуальная работа с детьми.
Интеграция: Музыка, коммуникация.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный – рисунки геометрических фигур, карточки с цифрами, плакат с изображением дома для геометрических фигур, плакат с математическими цветами(в сердцевине нарисовано число от 1 до 10).
Раздаточный- простые карандаши, красные фломастеры, конверты пяти цветов (красный, белый, синий, жёлтый, зелёный), тетради в клетку.
Словарная работа:
Целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счёт, порядковый счёт, наука, почтальон, грань куба, время года- зима, зимние месяцы.
Ход образовательной области:
Воспитатель: Ребята , сегодня рано утром , к нам приходил почтальон и оставил письмо от человечков из страны «Математика». Человечки приглашают нас в увлекательное путешествие по их стране «Математика». Но прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю всем встать и поздороваться! Дети вместе с воспитателем, встают в круг.
Психологический настрой:
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Свою любовь и доброту я дарю вам,
А Вы подарите друг другу.
(дети здороваются друг с другом дарят воздушные поцелуи).
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
(Дети улыбаются друг другу)
Воспитатель: Ну ,что, ребята, вы готовы к увлекательному путешествию?
Дети: ДА!
Воспитатель: Сейчас вас ждёт небольшая разминка! Я буду задавать вам вопросы, а вы быстро отвечайте! Договорились?
Дети: ДА!
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Пожалуйста, перечислите все зимние месяцы .Дети: декабрь, январь ,февраль.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: утро.
Воспитатель: Ребята, сколько пальцев на одной руке? А на двух руках вместе?
Дети: 5, 10.
Воспитатель: Сколько раз в году бывает День Рождения?
Дети: один.
Воспитатель: Сколько носов у трёх котов? Сколько ушей у двух мышей?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательны! И правильно ответили на все вопросы! А сейчас садитесь за стол, и мы с вами посмотрим , что же за письма нам прислали человечки из страны «Математика».
(Воспитатель раскладывает перед детьми конверты пяти цветов).
Воспитатель: Сколько писем принёс почтальон из страны «Математика».
Дети: Пять!
Воспитатель: Правильно- пять .Откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: красного.
Воспитатель: Откроем его вместе. (открывают)Кого вы здесь видете?
Дети: Это треугольник!
Воспитатель: Как вы думаете , какое у него настроение?
Дети: грустное ,невесёлое.
Воспитатель: А почему он грустный, как вы думаете, ребята?
Дети: Наверное, потому что, он один и рядом нет его друзей!
Воспитатель: А как вы думаете, дети, с кем дружит треугольник?
Дети: с прямоугольником, с кругом, с овалом, с квадратом.
Воспитатель: Поищем друзей треугольника, ребята, в предметах, которые нас окружают.
Я буду называть вам предметы, а вы должны изобразить его у себя в тетради геометрической фигурой. (Дети работают самостоятельно в своих рабочих тетрадях).
Воспитатель: Тарелка, дверь, огурец, крыша дома, грань кубика.
Воспитатель: Какие фигуры вы нарисовали в тетрадях? Назовите их.
Дети: Круг, прямоугольник, овал, треугольник, квадрат.
Воспитатель: А как эти фигуры можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические.
Воспитатель: Правильно! Это геометрические фигуры! Сколько всего у вас получилось геометрических фигур?
Дети: Пять.
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились без проблем!
Мы с вами внимательно поработали и наши глазки устали, и я предлагаю вам, что бы наши глаза отдохнули.
Зрительная гимнастика:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А сейчас зажмурим сильно
И откроем в то же час.
Сил дадим им много-много,
Чтоб увидеть всё сейчас!
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю , ребята, поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда никому из них не будет грустно. Треугольник будет жить в центре листа, круг –над треугольником, овал- под треугольником, справа от треугольника поселится квадрат, слева- прямоугольник. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным, нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, а в правый верхний угол- облако, левый и правый нижние углы украсим бабочками. Ребята, смотрите, справа от домика растут математические цветы( цветы с серединкой , в которой нарисовано число(от 1 до 10), всего 10 цветов).Нам надо расставить цветы по порядку!(Дети наклеивают цветы по порядку(от 1 до 10) на двусторонний скотч справа от домика геометрических фигур).
Воспитатель: Мне кажется , ребята, у треугольника изменилось настроение! И вы , я смотрю ,заулыбались! У меня появилась идея! Назовём этот замечательный дом «Домом Дружбы».
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, а ваш детский сад, можно назвать « Домом Дружбы»?
Дети: ДА!
Воспитатель: Я очень этому рада! Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга и всегда помогать друг другу!
Воспитатель: Ну, что же, ребята, продолжим наше путешествие дальше! А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он цвета?
Дети: жёлтого.
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа! Цифр, ребята, всего 10, а чисел очень много. Кто из вас может назвать 10 цифр?
Дети: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Воспитатель: Спасибо, молодцы! Сейчас мы с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись!»
Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной карточке с цифрами . По команде «По порядку становись!» ,дети должны построиться по порядку (от 0 до 9).
Воспитатель: Цифра 3 назови своих соседей ?Дети:2 и 4.
Воспитатель: Цифра 5 назови своих соседей?
Дети:4 и 6.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру « Наоборот!».Для этого вам надо повторить обратный счёт! Посчитаем сначала от 1 до 10, а затем от 10 до 1.
Дети считают хором сначала от 1 до 10, а затем от 10 до 1.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием из жёлтого конверта! А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть!
Физкультминутка.
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой-
И присел, согнув колени.
Встал, присел-
И пять прыжков:
Очень климат уж суров.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас осталось конвертов?
Дети: три.
Воспитатель: Откроем не синий и не зелёный конверт! Какой!
Дети: белый .Воспитатель: Если я разделю печенье пополам, сколько я детей смогу угостить?
Дети: Двух.
Воспитатель: Как называют эти части?
Дети: половинки.
Воспитатель: Правильно, ребята. А сколько гостей я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? Каждое яблоко пополам?
Дети: 4 гостя (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает, показывая на настоящих яблоках.)
Воспитатель: А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте в тетради.
«Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?»
Дети:4 гостя.
Воспитатель: Как называют эти части?
Дети: доли.
Воспитатель: Ребята, нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гостей вы сможете угостить.
(Дети в тетради выполняют задание).
Воспитатель: Сколько конвертов у нас осталось?
Дети: два.
Воспитатель: Сейчас откроем синий конверт.
Я вчера была в гостях в другом детском саду, и там тоже такие хорошие, прекрасные детишки, они также как и вы занимались, решали примеры, и я прошу вас помочь мне проверить , правильно ли они решили примеры. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда возьмите в руки свои красные фломастеры и преступайте к проверке!
(На ватмане написан ряд примеров на сложение и вычитание .В некоторых примерах сделаны ошибки (намеренно). Ребёнок берёт свой фломастер, подходит и проверяет один пример. Если находит ошибку, исправляет её.)Воспитатель: У нас остался один конверт- зелёный. Как про него можно сказать, какой он по счёту?
Дети: пятый, последний.
Воспитатель: Правильно ,ребята! В этом конверте для вас сюрприз!
Воспитатель открывает зелёный конверт и читает письмо:
«Спасибо ,дорогие ребята , за такое увлекательное путешествие! В корзине на столе вас ждёт сладкое угощение! Вы все большие молодцы!
Человечки из страны «Математика».
Воспитатель: А теперь подведём итог нашего занятия! Что мы с вами сегодня делали?
Дети :Говорили о геометрических фигурах, работали с цифрами, считали, решали примеры, делили целое на части.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас спросит себя «Справился ли я сегодня с заданиями, или я испытал какие -то трудности?»
Ответы детей.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено! Всем спасибо за внимание и работу!
Литература:
1.Будько Т.С. Методические разработки конспектов комплексно-математических занятий для детей старшего дошкольного возраста.-Брест,1996.
2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.Математика.-Воронеж,2007.
3.Воронина Л.В. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие.-Екатеринбург,2012.
4.Метлина Л.С .Математика в детском саду.- Москва: Просвещение,1984.
5.Новикова В .П. Математика в детском саду. 3-7 лет.- Москва: Мозаика- Синтез, 2010.
6.Колесникова Е.В.Математика для детей 5-6 лет.
- Ой, ребята, внимание, внимание, наш поезд совершил остановку на станции «Считай-ка». Перед нами сказочная полянка, помогите Зайке – Знай-ке сосчитать ёлочки. Сколько ёлочек? (5), а сейчас сосчитаем грибочки (4). Чего больше ёлочек или грибов? А что нужно сделать, чтоб их стало поровну.
А пока мы с вами считали, вы, наверное, устали, давайте отдохнём.
Физминутка:
Сколько ёлочек зелёных,Столько выполним наклонов,Сколько здесь у нас грибов,Столько сделаем прыжков.Приседаем столько раз,Сколько ёлочек у нас…Покружитесь столько раз,Сколько грибочков у нас.
А, сейчас, я предлагаю вам сесть за столы.
На верхнюю полоску выложите столько квадратов, сколько я хлопну в ладоши, начинайте выкладывать от красной линии слева направо. (5)
А на нижнюю – столько треугольников, сколько я топну, но выкладывайте их так, чтобы треугольник был точно под квадратом. (4)
Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников?
Что нужно сделать, что бы треугольников и квадратов стало поровну.
(Убрать и прибавить)
Молодцы справились мы с вами, и отправляемся дальше. Выходите ко мне ребята.
- И следующая остановка «Отгадай – ка» (с мячом)
1. Вы завтракаете, когда?
2. Когда едите первое, второе, третье блюдо?
3. Когда вы пьете чай, едите бутерброды, делаете гимнастику?
4. Когда вас забирают домой из детского сада?
5. Когда вы смотрите «Спокойной ночи малыши, и мамы вам поют колыбельные песни?
6. Сколько пальчиков на руке?
7. Какое время года сейчас?
8. Назови день недели сегодня, завтра, вчера.
9. Назови месяц весны?
10. Какой по счёту месяц идёт?
11. Назови весенние месяцы.
Молодцы, ребята все были внимательными.
- А мы с вами едем на нашем поезде дальше….
Остановка «Составляй – ка».
Давайте мы с вами составим геометрические фигуры их счётных палочек.
Квадрат, треугольник, прямоугольник….
Ребята, а почему никто из вас не составил круг, и овал?
Возьмите ниточку, и сделай те круг или овал.
Молодцы.
А я предлагаю отправиться дальше в путешествие… и остановка, «Отдохни – ка».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаём пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Это пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
Зайка книгу нашел,И открыл, и прочел,А закрыл, все забыл.И снова открыл,И все повторил,А закрыл, опять забыл.- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.
- Отправляемся дальше в путь.
-Ой, ребята, а наш поезд не трогается с места, у него обнаружилась поломка – надо её исправить.
Практическое задание
Раскрась квадратные бусинки с синий цвет,
Круглые – в жёлтый,
Треугольные – зелёный.
Молодцы, давайте, считаем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1, вот мы и в саду….
_ Открываем глаза. Понравилось наше путешествие? Что именно вам понравилось? Что запомнили?
- Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же эта загадка (читаю ещё раз)
Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,
Задачки решать
И предметы считать
А как же её, одним словом назвать?
- Что нам помогло справиться со всеми заданиями?
- Знание математики
Список литературы:
Метлина Л.С. Математика в детском саду. – Москва: Просвещение, 1984.
Новикова В.П. Математика в детском саду. 3-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.