Интегрированный урок (география + математика) Путешествие в страну Масштабию
Интегрированный урок (география + математика)
"Путешествие в страну Масштабию"
Цель урока:
Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной и нестандартной ситуации.
Задачи:
Образовательные
Повторение основополагающих тем по географии и математике:
Закрепить понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины
Развивающие
Развитие познавательного интереса к обучению.
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса.
Повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Развитие интереса к предметам, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных знаниях.
Воспитательные:
Самостоятельная организация учебной деятельности.
Формирование логического и критического мышления, развитие интуиции.
Воспитание навыков контроля и оценки своей деятельности.Тип урока: интегрированный урок обобщающего повторения.Метод: частично-поисковый. Урок проводится в игровой форме: урок-путешествие по географической карте.Оборудование: настенная физическая карта мира, атлас по географии для 6 класса, раздаточный материал, линейка, циркуль. Мультимедийная презентация «Путешествие в страну Масштабию».Распределение времени: Организационный момент – 3 мин. Актуализация опорных знаний – 35 минут. Анализ, рефлексия, домашнее задание, подведение итогов – 5-7 минут.
План урока:
I. Позитивный настрой на свет: звучит музыка « Красивая музыка для души»
II. Блок математики и географии (фронтально-индивидуальная работа)
III. Блок математики (решение задач)
IV. Блок математика + географии (практическая работа).
V. Итог урока - рефлексия
VI. Домашнее задание
Оборудование
Атлас «Физическая география 6 класс», 2007.
Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007
Линейки, карандаши, транспортиры.
Раздаточный материал
Ход урока:
«Знания и странствия неотделимы друг от друга».
К. Паустовский
I. Позитивный настрой на свет: звучит музыка « Красивая музыка для души»
Дорогие ребята!
А сейчас я хочу попросить вас, пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче.
Направьте свет всем вашим родным и близким, учителям, друзьям и знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты, Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир : на всех людей, на все живое, повсюду… Пошлите свет во все уголки Вселенной, пусть Вселенная озарится светом любви и добра. Свет снова возвращается в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце.
Мысленно скажите: « Я в свете… Свет внутри меня… Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо, и при любом начинаний помните, как гласит народная мудрость «Человек, сидящий на вершине горы, не упал туда с неба»
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.
Мы получили с вами приглашение в экспедицию. Вы видите корабль, который нам предоставили, но он не простой, а загадочный. Для того, чтобы поплыть на нем мы должны пройти через определенные этапы подготовки к плаванию. А в какую страну мы поплывем, узнаем выполнив первое задание, каждый из вас имеет право открыть зашифрованную букву, дав правильный ответ, получив флажок. Тот кто в течении урока соберет наибольшее число флажков будет назначен капитаном корабля.
II. Блок математики и географии. (фронтально-индивидуальная работа)
Актуализация опорных знаний
Учитель:- Что называется отношением двух чисел.
Учитель: - Что показывает отношение двух чисел?
Учитель: - Что такое пропорция?
Учитель: - Сформулируйте основное свойство пропорции.
Учитель: - Как определить стороны горизонта?
Учитель: - Что такое АЗИМУТ и как его определить?
Учитель: Как изображаются предметы на плане местности?
Учитель:- Спасибо! Молодцы! Мы узнали название страны, в которой проведем экспедицию. А что же мы называем масштабом?
1)Масштаб-отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине на местности.
2)Масштаб - это размах, охват, значение.
III. Блок математики (решение задач).
Всем известно, чтобы в любом деле для достижения цели нужна хорошая подготовка. А у нас задача привести корабль в движение нам нужно поднять паруса «МАТЕМАТИКА», «ГЕОГРАФИЯ», «ВПЕРЁД!», выполнив задания
Задание для поднятия первого паруса «Математика».
1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100) 1. Масштаб карты 1:400 000.
Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км
(1 см) 1. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км.
(1:100 000)
2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?
(в 5000 раз) 2. Масштаб карты
1:20 000 000 .
Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см
(800 км) 2.На карте с масштабом 1150000 расстояние между деревней и станцией равно 2,8 см. Найти расстояние между ними на местности.
IV. Блок географии
Задание для поднятия второго паруса «География»
Работа с текстом.
Вставьте необходимые слова вместо пропусков.
Обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков называется ________. Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояние на местности уменьшены при изображении их на карте, называется __________.
Если на карте все расстояния уменьшены в 100 000 000 раз, то численный масштаб будет записываться так:
Существует еще два вида масштаба: ___________ и _____________
Работа с картой.
По физической карте Казахстана определите расстояние между городами в километрах:
Алматы – Астана
Шымкент – ТалдыкорганКараганда - Балхаш
V. Блок географии+математика (практическая работа).
Задание для поднятия основного паруса «Вперед!»
Составление маршрута воображаемой экспедиции.
Моряки Актау получили приглашение от моряков Нью-Йорка прибыть на своих судах морским путем с дружественным визитом.
Определите по градусной сетке направление, в котором находится город Нью-Йорк относительно города Актау.
Город Нью-Йорк расположен в ________________ направлении от г. Актау.
Определите кратчайшее расстояние между Актау и г. Нью-Йорко разными способами.
Масштаб карты: в 1 см - _________ км
Расстояние между точками:________________
Маршрут экспедиции Актау – Нью-Йорк.
Экспедиция отбыла из пункта А (г. Актау) на трех военных судах в северном направлении до устья реки Волги. Продвигаясь далее на север, экспедиция прибыла в пункт Б (Волго-Донской канал). Проплыв по Волго-Донскому каналу, по реке Дон и Черному морю, моряки вошли в пролив Босфор, где остановились с дружеским визитом в пункте В – Стамбуле. Следующей остановкой стал пункт Г – г. Триполи, расположенный на берегу Средиземного моря.
Проплыв через Гибралтарский пролив, казахстанские моряки перед походом через Атлантический океан остановились в столице Португалии Лиссабоне (пункт Д). Далее, проплыв севернее Азорских островов, участники экспедиции прибыли в порт г. Нью-Йорка (пункт Е).
Пункт Направление движения в следующий пункт Расстояние до следующего пункта, кмА Б В Г Д Е По данным составленной вами таблицы рассчитайте общую протяженность проделанного пути.
Сравните полученные данные с кратчайшим расстоянием, измеренным по карте. Рассчитайте разницу.
VI. Итог урока – рефлексия.
Учитель математики:
«Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы. Они давали густую тень в солнечные и жаркие дни. Здесь было очень тихо. Неслышно было рокота машин, только пешеходы изредка проходили по аллее. На одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но никак не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги».
Вопрос: Почему ничего не получилось у мальчика?
Как же нам планету всю
Уместить в кармане?
Не тая отвечу я-
Дело все в масштабе.
Чтоб уменьшить в много раз,
Или увеличить-
Нужно очень хорошо
С масштабом нам граничить.
Всем профессиям он нужен
Рисовать, чертить.
Знай, что трудно в этом мире
Без него прожить.
Дом любой, любую карту
Чтоб нарисовать-
Нужно просто на отлично
Всем масштаб нам знать.
VII. Домашнее задание.
Математика: Построить план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1 : 20. Все вычисления произвести в рабочей тетради по математике.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.
Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».
Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия при решении задач.
В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.
Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.
Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, афоризмов, рефлексия с помощью рисунков, игровая ситуация.
При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:
– организация класса и психологический настрой на работу;
– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;
– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;
– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения учителей и учащихся;
– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста;
– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы работы;
– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся для стимулирования активности учащихся;
– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими учащимися, рефлексия.
Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его проводившие, остались уроком довольны тоже.