Интегрированный урок по математике и развитию речи на тему: «Путешествие в страну Математика»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Интегрированный урок
по математике
и развитию речи на тему:
«Путешествие в страну Математика»
1766404171062
Урок разработала учитель начальных классов Гатина Ирина Николаевна
2013 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
МАТЕМАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ФГОС
Гатина Ирина Николаевна, учитель начальных классов-олигофренопедагогГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Интегрированный урок математики и развития речи 4 класс
Тема урока: "Путешествие в страну Математика"
Цель урока: закрепить полученные знания по математике, учить применять их на практике развивая устную речь
Задачи:
Образовательные:
•обобщить и закрепить знания числового ряда в пределах 100;
• систематизировать умения решать примеры на все арифметические действия;
• учить применять на практике полученные знания;
•формировать умение пользоваться головоломкой «Танграм»;
Коррекционно-развивающие:
•корригировать внимание путем выполнения примеров на все арифметические действия;
• корригировать и развивать связную устную речь (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая речь) через конструирование в игре «Танграм»;
•развивать мыслительные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
•корригировать и развивать зрительные восприятия при работе с раздаточным материалом;
• развивать слуховое восприятие при решении устных задач на внимание.
Воспитывающие:
•воспитывать интерес к учебе, предмету;
• воспитывать умение работать в команде;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие)
Оборудование: мультимедийная система, ноутбук, фуражки матросские, карта путешествия, бутылочка, таблицы, карточки, учебники, карандаши, линейки, игра - головоломка "Танграм"
Содержание учебного материала Методы и приемы работы Организация учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование универсальных
учебных действий
1 Организационный этап. Цель: подготовка учащихся к работе на уроке
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).
Готовность к уроку.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед - за дело.
Математика нас ждет. Словесный коллективная Организация класса, проверка готовности к уроку
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- настрой учащихся на работу, организация внимания; Приветствие друг друга, подготовка рабочего места Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, показать практическую значимость изучаемого материала, привлечь внимание и вызвать интерес к уроку.
-У нас сегодня будет необычный урок. Я приглашаю вас в морское путешествие. И предлагаю вам стать настоящими моряками (учитель раздает беретки детям).
- Мы отправимся на удивительный остров, хозяйка которого - царица МАТЕМАТИКА. Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на уроках.
- Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. Даже на других уроках мы применяем знания по математики: на уроках русского языка мы считаем буквы, слоги, слова в предложениях; на уроках рисования мы рисуем узоры из геометрических фигур.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает Математика! И нам везде и всюду помогает математика.
- Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо показать все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности.
- Вы готовы отправиться в путешествие?
- Отправляемся в плаванье, садимся поудобнее.
(На доске появляется корабль, звучит музыка)
- Вот наш корабль. Чтобы корабль отправился в путь, надо выполнить задания.
- Считай по 3,4,5,6,7
- Назову я вам число, всем известное оно. Попрошу вас не зевать, а соседей у числа назвать:45, 37, 90, 24, 15
- назовите предыдущее число: 12,65,48
- Назовите число, которое следует за числом 35,26,99 Словесный Коллективная Организовать познавательную деятельность учащихся, показать практическую значимость изученного материала, привлечь внимание и вызвать интерес к уроку. Чтение чисел.
Продолжить ряд чисел.
Закономерность ряда чисел.
Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации.
Логические – построение логической цепи рассуждения
цели урока.
Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
3. Актуализация знаний. Цель: дать учащимся конкретное представление о числовом ряде, о связи математики с природой и закрепление умений ориентироваться в пространстве.
Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда?
- Раньше, когда не было телефонов, рации, все сообщения и послания отправляли в бутылке. Посмотрим, что же в нашей бутылке. (учитель показывает красивую бутылку. Из бутылки достает карту).
- Ребята, а там карта. На карте мы видим, что по пути на остров царицы Математики нам встретятся другие острова.
- Даны числовые ряды, определив закономерность, продолжите каждый ряд и помогите ручейкам.
1. 6,12,18, …60 присчитываем по 6
2. 28, 35, 42, 49 …70 присчитываем по 7
3. 80, 72, 64, 56, 48, 40…8 отсчитываем по 8
- Как же связаны природа и математика?
- Давайте заглянем в осенний лес. Какое животное рассказывает о себе так: “Поздней осенью мы живем поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщем по лесу. Главная наша пища – полевые мыши. Мы на них охотимся. А помогает нам в этом отличный слух”.
- Кто о себе так рассказывает? (Лиса) (на слайде появляется лиса с цифрой 100)
- Какое число надо соотнесено с лисой? Как вы думаете, почему?
- Лиса слышит мышиный писк на расстоянии …? (100 м).
- Какой зверь самый быстрый из семейства кошачьих? (Гепард).
- Какое число надо соотнести с гепардом? (80 км/ч). Почему?
- У какой птицы самый длинный язык? (Дятел).
- Какое число соответствует ему? (15 см)
- Какая птица подкидывает своих
птенцов в чужие гнезда? Какое число соответствует кукушке? (100)
(Кукушка съедает около 100 гусениц в 1 час, да еще таких, которых не едят другие птицы.)
Физминутка.
Отдых наш физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте: левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спинку все держите,
Раз и два, раз и два.
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два.
Руки вверх подняли – раз!
На носках стоит весь класс.
Руки в стороны держите
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз
И на место все садись. Наглядный , практический Фронтальная, индивидуальная Назвать недостающие числа.
Показать связь математики с природой
Актуализация знаний учащихся. Называют числа в числовом ряду.
Выявляют связь предмета с природой
Повторяют слова и движения за учителем
Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
4. Обобщение и систематизация знаний. Цель: закрепить знания и умения, необходимые для решения задач с использованием числового ряда.
-Сейчас мы узнаем, кто из вас умеет ловить рыбу. Вместо удочки у нас будут цветные карандаши. На столах у вас карточки с рыбками, вы должны выловить тех рыбок, которые плывут вправо, и раскрасить их красным карандашом. А рыбок, которые плывут влево, раскрасьте желтым карандашом. Сколько рыбок плывет вправо, влево?
- Ну что, удачная у нас рыбалка получилась? Сколько всего рыбок мы поймали? Наглядный , практический Фронтальная, индивидуальная Контроль знаний, инструктаж, оказание помощи по необходимости Контроль правильности выполнения задания.
Работа по группам. Регулятивные, контроль выполнения задания.
Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
5. Применение знаний и умений в новой ситуации: закрепить знания и умения табличных случаев умножения и деления;развивать творческие способности при работе с геометрическими фигурами, учить применять знания в сходной ситуации.
-Ребята, виднеется островок, а на нем домики с номерами. Здесь был почтальон, он хотел раздать письма. Но они были загадочные и он их не смог доставить по адресу. Письма все разбросаны по острову. Ваша задача – взять пример-письмо, правильно его решить и определить в какой дом нам нужно отнести письмо.
- Еще одно задание для вас: я приготовила игру «Танграм». Кто помнит, что такое танграм? (Геометрическая головоломка.) Головоломки - это игрушки на все времена. В наше время очень много людей увлекается головоломками. Они направлены на развитие ума и отвлекают нас от повседневных проблем.
- Ребята, как вы знаете, танграм - самая древняя геометрическая головоломка. Изобретена она была в Китае более 4000 лет назад. Тан - в переводе с китайского языка - китаец. Грамма - буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН (карточка). Считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. С помощью танов можно создать 7000 различных силуэтных фигур.
- Из каких геометрических фигур состоит Танграм? (треугольники: 2 больших, 2 маленьких, 1 средний; квадрат и параллелограмм - карточка для словарной работой) Дети отвечают и показывают.
- Так сколько геометрических фигур в Танграме? (7)
- Из этих танов мы с вами уже делали много силуэтных фигур
- А какую сегодня мы будем составлять фигуру, вы узнаете, отгадав загадку:
Любит красную морковку.
Грызёт капусту очень ловко.
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям.
Серый, белый и косой.
Кто, скажите, он такой?
Дети отгадывают: « Заяц».
Хорошо, сейчас приступаем к работе – выложим фигуру зайца самостоятельно. Наглядный , практический Фронтальная, индивидуальная Развивать творческие способности при работе с геометрическими фигурами, учить применять знания в сходной ситуации. Контроль правильности выполнения задания.
Работа по группам Регулятивные, контроль выполнения задания.
Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.Цель: выявить усвоение материала на основе решения логических задач, закрепить знания и умения, необходимые для решения задач с использованием числового ряда.
А вот и остров, куда мы плыли весь урок. Где же хозяйка этого острова? (учитель надевает корону царицы Математики). Я хозяйка острова. Я все время наблюдала за вашим путешествием. Как хорошо вы справлялись с заданиями! Для вас я приготовила еще одно задание. Это задание для самых смекалистых учеников. Слушайте внимательно.
- Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков спряталось? (3)
- За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько было цыплят? (5)
- Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Ягоды, зерна в нее положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц? Отвечайте скорей! (10) Наглядный , практический Фронтальная закрепить знания и умения, необходимые для решения задач с использованием числового ряда, Контроль правильности выполнения задания. Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: сделать вывод и подвести итог, как работали на уроке, отметить работу слабых учащихся, выяснить, что нового узнали на уроке, оценка работы учащихся.
-Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? Какие знания и умения вы применили сегодня на уроке? Интересная наука «Математика»? Вы показали хорошие знания по математике.
-А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть на этом острове. Вы сегодня были все молодцы и очень старались. Давайте попробуем оценить свою работу сами. На экране появятся смайлики. Я покажу вам на каждого из них, а вы похлопайте в ладоши. Так мы и угадаем, понравился вам урок или нет. Словесный Фронтальная , коллективная Сделать вывод и подвести итог, как работали на уроке, отметить работу слабых учащихся, выяснить, что нового узнали на уроке, оценка работы учащихся. Анализ полученной информации
Самостоятельная оценка своей работы Регулятивные – оценка своей деятельности, умение обобщать и делать выводы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
МАТЕМАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 4 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА
ТИП УРОКА: СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
познавательная коммуникативная регулятивная
1 этап урока Организационный
Организовать класс, проверить готовность к уроку
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- настрой учащихся на работу, организация внимания; Проговариватьхором стихотворение, эмоционально настроить на урок.
Осуществлять самоконтроль готовности
2 этап урока Мотивация учебной деятельности учащихся
Организовать познавательную деятельность учащихся, показать практическую значимость изучаемого материала, привлечь внимание и вызывать интерес к уроку-путешествию. Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности.
Выделять и извлекать нужную информацию.
Взаимодействовать с учителем во время устного счета.
Выражать свои мысли полно и точно.
Контролировать правильность ответов.
Уметь слушать, уточнять, дополнять информацию.
3 этап урока Актуализация знаний
Вызвать заинтересованность
к математическому путешествию.
Подвести к выявлению закономерностей в числовом ряде.
Показать связь математики с природой.
Физкультминутка. Назвать недостающие числа в числовом ряду, выявляя закономерность.
Взаимодействовать с учащимися.
Участвовать в решении математических заданий.
Строить речевые высказывания в устной форме, находить информацию. Контролировать правильность ответов.
Уметь слушать, уточнять, дополнять информацию.
4этап урока Обобщение и систематизация знаний
Контролировать знания.Давать инструкцию к выполнению практического задания, оказывать помощь по необходимости.
Организовать работу с раздаточным материалом Выполнять работу согласно инструкции учителя.
Выполнять работу с раздаточным материалом Уметь обосновать правильность выполнения задания Контролировать правильность выполнения инструкций.
Уметь слушать, наблюдать, уточнять, дополнять информацию.
5 этап урока Применение знаний и умений в новой ситуации
Развивать творческие способности при работе с геометрическими фигурами, учить применять знания в сходной ситуации. Закреплять знания геометрических фигур Выполнять практические задания с геометрическими на основе наглядного материала (образца) Уметь составлять разнообразные фигуры из геометрического материала Самоконтроль выполнения задания.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
6 этап урока Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Закрепить знания и умения при решении математических загадок Слушать и понимать задание, извлекать информацию; осознанно строить речевое высказывание.
Осуществлять анализ математических ситуаций, представленных в загадках. Участвовать в решении заданий
Строить речевые высказывания в устной форме, находить информацию.
Строить понятные высказывания.
Самоконтроль выполнения задания.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
7 этап урокаРефлексия (подведение итогов занятия)
Сделать вывод и подвести итог, как работали на уроке, отметить работу слабых учащихся, выяснить, что нового узнали на уроке, оценка работы учащихся. Структурировать знания.
Обосновывать и оценивать собственную деятельность Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.
Строить высказывания Контролировать правильность ответов.
Уметь слушать, уточнять, дополнять информацию.