Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №22»
Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода
Учитель английского языка
Смолякова М.М.

Старый Оскол
Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа уроков, построенные на разных основаниях. По определению С. Кульневич «анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Все имеющиеся схемы анализа урока необходимо рассматривать через призму новых целей, принципов, средств образования, т.е. в контексте происходящих системных обновлений. Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, компетентностного и системно-деятельностного подходов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального и основного общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения современного урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) принцип непрерывности –преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
4) принцип минимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) принцип психологической комфортности –снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности –формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7)принцип творчества –максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют («открывают») сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
-цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели);
-обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
Изучение нового учебного материала «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход);
-урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)
Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося
Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока связано с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся;
-учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
  Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Из таблицы видно, что в традиционном уроке учитель сообщает учащимся тему и цели урока, в инновационном уроке тему и цели урока формулируют сами обучающиеся, одновременно определив границы знания и незнания. Кроме того, ФГОС предполагают, что обучающийся, направляемый учителем, сам планирует способы достижения цели. Выполняя практическую деятельность, обучающиеся осуществляют деятельность по намеченному плану. На этом этапе урока широко применяется групповая форма работы. Они имеют множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Если в традиционном уроке контроль осуществляет учитель, то инновационный урок предполагает самоконтроль, взаимоконтроль. А вот заканчиваться урок обязательно должен рефлексией. На уроке современного типа для домашней работы обучающиеся могут выбрать задание с учётом индивидуальных возможностей.
Типы учебных занятий
УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий
УЗ закрепления знаний и способов действий
УЗ комплексного применения знаний и способов действий
УЗ обобщения знаний и способов действий
УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий
Максимальный набор этапов урока, образующий его макроструктуру (совокупность этапов учебного занятия, составленная на основе логики процесса усвоения учащимися знаний, логики педагогического усвоения, учения как процессной системы саморегуляции учеником своей познавательной деятельностью)
Организационный этап
Этап проверки домашнего задания
Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Этап изучения новых знаний
Этап первичной проверки правильности понимания нового материала
Этап закрепления знаний и способов действий
Этап применения знаний и способов действий
Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Этап коррекции знаний и способов действий
Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнении
Этап подведения итогов учебного занятия
Этап рефлексии

Макроструктура учебных занятий различных типов
Этап
учебного
занятия
Тип
учебного
занятия 1 2
3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13
УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий * * * ! * * *
* *
УЗ закрепления знаний и способов действий * * * ! ^ * * * * *
УЗ комплексного применения знаний и способов действий * * * ! * * * * *
УЗ обобщения знаний и способов действий * * * ! ^ ^ * * *
УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий * * * ! ! ! * *
Условные обозначения: УЗ — учебное занятие;* этап, обязательный для обеспечения оптимальной целевой направленности и логики педагогического взаимодействия
! - основной (главный, типообразующий )этап ^ - этап, необязательный для достижения главной дидактической цели урока.
Критерии результативности урока
1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
Анализ урока с позиции формирования УУД
Основные параметры
I Личностные универсальные учебные действия
1 Работает над смыслообразованием:
2 -установление связи между учебной деятельностью и мотивом
-формирование нравственно- эстетических ценностей
II Регулятивные универсальные действия
1 Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию
2 Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания
3 Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы
4 Учит работать по образцу, по алгоритму
5 Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств
IV Коммуникативные универсальные учебные действия
1 Развивает внимание учащихся
2 Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика
3 Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы
4 Учит правилам участия в коллективной деятельности
5 Учит постановке вопросов
6 Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества
V Познавательные ( логические ) действия
1 Работает над формированием логических умений:
анализ, синтез;
сравнение;
обобщение и классификация;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение цепочек рассуждений.
2 Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы
3 Работает над формированием знаково - символических действий;
-моделирование;
-преобразование моделей с целью выявления законов
4 Вводит умение практически применять знания
5 Осуществляет межпредметные связи
Схема анализа урока (дидактический аспект)
Класс __________________________________________________________________________________________
Дата проведения _________________________________________________________________________________Предмет, тема ____________________________________________________________________________
Этап обучения по данной теме (подчеркните): начальный, основной, завершающий.
Обеспечивает ли учитель мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? Какие приемы использует для этого?_ Оцените (из 5 баллов)
Какая приоритетная цель реализуется на уроке (подчеркните): формирование знаний - умений; применение полученных знаний; отработка умений; решение творческих задач. Соответствует ли поставленная цель этапу обучения? Индивидуальному уровню развития школьников? Оцените (из 5 баллов) _______
3.Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? Адекватны лииспользуемые методы поставленной цели?Оцените (из 10 баллов)
Обеспечивает ли урок реализацию развивающей функции обучения? Развитию каких качеств уделяется особое внимание (подчеркните): восприятие; внимание; воображение; мышление; память; речь: самоконтроль: самооценка.Оцените (из 8 баллов)
Решаются ли воспитательные задачи? На каком уровне (подчеркните):
знаниевый, деятельностный, мотивационный.Оцените (из 8 баллов)
6.Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните ихсоотношение:
примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», вспомни»);
примерное чисто заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)Оцените (из 10 баллов)
7.Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение;опыт; поиск информации; сравнение; чтение (другое дополнить):
Оцените (из 10 баллов)
8.Какие средства обучения используются на уроке? Перечислите: ____________________ .
Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения?
Оцените (из 5 баллов)
9. Используется ли наглядный материал? С какой целью (подчеркните): в качестве иллюстрации; для эмоциональной поддержки; для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен; достаточен; уместен; недостаточен.
Оцените (из 8 баллов)
10. Кто организует деятельность на уроке (подчеркните): только учитель; сами учащиеся; в
зависимости от ситуации.Оцените (из 8 баллов)
11. Какие типы взаимодействия в учебном коллективе использует учитель (подчеркните): парное; групповое; коллективное. Какова их целесообразность?
Оцените (из 8 баллов)
12. Реализуется ли дифференциация обучения? Наличие заданий для детей разного уровняобученности:. Оцените (из 5 баллов)
Эмоциональное состояние школьников во время урока? Соответствует ли оно эмоциональному состоянию учителя? (да. нет)Оцените (из 5 баллов)
Стиль общения учителя с учащимися (подчеркните): авторитарный, демократический, анархический.Оцените (из 5 баллов)
Максимальная общая оценка- 100 баллов;
не менее 80 баллов – отлично;
не менее 60 баллов – хорошо.
Полный анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока (С. Кульневич).
Большинство педагогов уверены в том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т. е. как форма учения.