Урок по теме Водород, способы получения, физические свойства. Применение водорода.
Урок: "Водород, способы получения, физические свойства. Применение водорода."Цель : изучение физических свойств, способов получения, распространение и применение водорода.
Задачи:
Образовательная - экспериментально получить и доказать свойства водорода.
Развивающая - развивать умения выделять главное, обобщать, классифицировать при работе с учебной литературой.
Воспитательная - научить самостоятельно оценивать, наблюдать явления, развивать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, с элементами лабораторно-практических учебных задач.
Методы: беседа, поисковая деятельность, проблемные вопросы.
Оборудование и реактивы: аппарат Киппа, гранулы цинка, раствор соляной кислоты, спички, штатив, пробирки, резиновая пробка.
Учитель: Сегодня мы с вами начнём урок нетрадиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, так как тему урока вы, дети, назовете сами.
На доске не записана тема урока, мы определим ее позже. (Слайд №1)
1.Постановка учебной задачи и её решение через эксперимент.
Учитель:
Урок начнем с эксперимента перед вами аппарат Киппа - прибор для получения газов а лабораторных условиях. Он состоит из шарообразной воронки и сосуда, представляющего собой полый шар и полушар, сообщающиеся друг с другом. Когда воронка вставлена в сосуд, между ее трубкой и суженым местом сосуда получается зазор, через который полушар сообщается с шаром.
33293051110615Цинк засыпают в шар через верхний тубулус, а через воронку наливают жидкость( HCl ). Кислота заполняет полушар, поднимается через зазор в шар и заливает кусочки цинка. Начинается химическая реакция между цинком и кислотой, в результате которой выделяется газ.
Заполняю мыльные пузыри газом, аккуратно их стряхивая с кончика трубки, шары летят к потолку.
Вопрос. Как вы думаете , каким газом . из аппарата наполняются мыльные пузыри? Почему они летят кверху?
(Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.: Мыльные пузыри с водородом - видеоопыт ).
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами. Вблизи аппарата Киппа не должно быть открытого огня
На доске Zn + HCI =
Слайд №2 .
Zn + 2HCI ZnCI2 + H2 - реакция замещения.
«История открытия водорода». (слайд№3)
Странным на первый взгляд делом занялся однажды английский учёный Кавендиш: он стал пускать мыльные пузыри. Но это было не развлечение. Перед этим Кавендиш заметил, что, когда железные опилки обливают серной кислотой, появляется много пузырьков какого-то газа. Что это за газ? Учёный вывел его по трубочкам из сосуда. Газ был невидим. Имеет ли он запах? Нет. Тогда Кавендиш наполнил им мыльные пузыри, и они легко поднялись вверх! А если поджечь газ? Он загорался голубоватым пламенем, но что удивительно - при горении получалась вода! Кавендиш назвал новый газ горючим воздухом. Ведь он, как и обычный воздух, был без цвета и запаха. Всё это происходило во второй половине 18-ого века. А позже французский химик Лавуазье сделал обратное: получил «горючий газ» из воды. Он же дал новому газу и другое имя - гидрогениум, т.е. водород или «рождающий воду».
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Правильно: водород( предполагаемый ответ учащихся)
Запишем на доске:
2.Тема. Водород, способы получения, физические свойства. ( слайд№4)
Работа с учебником:
Заполнить таблицу ( на столах раздаточный материал) (слайд№5)
Характеристика химического элемента Характеристика простого вещества
Символ Химическая формула Относительная атомная масса
Ar( )= Относительная молекулярная масса Mr( )=
Молекула водорода состоит из двух атомов Валентность Нахождение в природе Водород-элемент космоса,на его долю приходится около половины массы солнца. Водород входит в состав др.звезд.
В космосе 70%
Вывод: Водород является самым распространённым элементом во Вселенной.
Нахождение в природе Вода, кислоты, природныйгаз, жиры, белки,углеводына земле около 1%;
в воде 11%
Сейчас на Камчатке проснулся вулкан ,при его извержении выделяется немного водорода , впрочем на Земле он не задержится…. Физические свойства
Агрегатное состояние, цвет, вкус, запах. Отношение к воздуху и к воде.
Вспомним 2 способа собирания газов ( слайд №6)
Ответ:
-собирание газов методом вытеснения воздуха;
-собирание газов методом вытеснения воды;
Учитель: А как вы думаете, почему применение водорода было и остаётся опасным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать свойства водорода, а для этого нам надо его получить.
Газ водород особенный – горючий ,необходимо соблюдать технику безопасности. Проверка на чистоту.
Демонстрационный эксперимент: получение водорода в лаборатории:
!!!! Проверка на чистоту.
– чистый Н2 горит со слабым звуком «пах». (Поджечь Н2).
Учитель: В промышленности: Н2 получают разложением Н2О током.
(Запишите самостоятельно уравнение реакции)
2Н2О 2Н2 + О2 .
3. Закрепление изученного
Учитель: Попытайтесь, используя результаты опытов, наблюдения, проанализировать физические свойства водорода
Учитель: А знаете ли вы, лёгкость Н2 находит широкое применение. Во время войны водородом заполняли аэростаты Они защищали небо над Москвой от налётов немецкой авиации. Н2 наполняют воздушные шары, на которых поднимают метеорологические приборы. Для исследования атмосферы.
Но в последнее время, водород чаще заменяют гелием, хотя он и тяжелее. Почему?
Ответ: взрывоопасен.
Области применения водорода :В Белгородской области водород используют для получения спредов, т.е. превращение растительных масел в твердые жиры и применяют на Томаровском, Белгородском, Старооскольском, Шебекинском и других молочных комбинатах.
На Старооскольском металлургическом комбинате водород используют как восстановитель для получения железа из его оксидов.
На Белгородском заводе «Энергомаш» водород используется в котельном производстве для резки и сварки металлов.
Применяют как экологически чистое топливо для двигателей.
Производство удобрений на Шебекинском и Яколевском заводах по производству удобрений.
Производство азотной и соляной кислот.
Синтез аммиака, метанола и хлороводорода.
(Слайд №7)
4. Контроль и самоконтроль знаний (слайд №8)
1.Химический диктант. ( 2 мин)
Учитель: На столе у вас лежат задания, среди них найдите диктант.
. Записывайте возле каждого номера формулу нужного газа.
Н2 1. Легкий газ О2 2. Тяжелый газ
О2 3. Газ, поддерживающий горение
Н2 4.Газ при смешивании с кислородом взрывается при обычных
условиях.
Н2, О2. 5.Собирают вытеснением воздуха.
Н2. 6. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд
О2, Н2 7. Собирают методом вытеснения воды.
О2. 8. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
Учитель: Сравните с ответами (слайд № 9) и оцените работы. Поднимите руки кто получил 5-баллов, … спасибо; 4-балла …. спасибо, 3 балла- …спасибо. Молодцы ! Хорошо поработали.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Тип, вид ресурса Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Видеоопыт: Мыльные пузыри с водородом Интерактивное задание htt://school-collection.edu.ru/
/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-oe3a-a1cd26dd67/