Методическая разработка Воспитание экологической культуры подрастающего поколения посредством уроков биологии
Интересные опыты лицеистов.
«Наука - это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира». А.Эйнштейн
«…Человечество может все. Изумительное развитие науки в течение одного века и еще более изумительные и быстрые успехи ее за последнее двадцатилетие благодаря неслыханным открытиям, преобразовавшим важнейшие наши представления о мире, - это триумфальное шествие человеческого ума открывает человеческой деятельности безграничные просторы». Р.Роллан
На уроках биологии учащимся всех шестых классов в октябре 2016 года было предложено провести интересный эксперимент по наблюдению за выращиванием фасоли из семян. На проведение опыта ребятам было отведено 2 месяца. Результаты своего эксперимента они должны были представить в конце 2-ой четверти, на последнем уроке первого полугодия, в декабре.
Свою работу они должны были организовать самостоятельно. Она состояла из множества этапов: во-первых, необходимо было подобрать подходящие для выращивания семена, определить их всхожесть; во-вторых, подобрать соответствующую для выращивания посуду, заполнив её садовой землёй хорошего качества…Непросто всё это для городского ребёнка, который, возможно, даже не был никогда в деревне или на даче, не видел, как люди занимаются сельскохозяйственным трудом, а о выращивании растений знает только из учебников, учебных фильмов, таблиц и телепередач…
Ребятам предстояло не только создать условия для успешного прорастания и развития фасоли, но ещё и постоянно вести наблюдение, какие факторы способствуют лучшему развитию проростков, а ещё всё это записывать, фотографировать изменения, происходящие с их «подопечными» и делать выводы, т.е. вести настоящую научно-аналитическую работу, самостоятельно организовав её!
Надо сказать, что все ребята (учащиеся четырёх шестых классов (учитель Синицына Ирина Юрьевна)) с честью справились с поставленной задачей и успешно защитили нв последнем уроке второй четверти свои проекты. Шестиклассники подошли к этому вопросу творчески, вложив всю душу в выращиваемые росточки, проявив фантазию и не свойственную для городского ребёнка сноровку по работе с землёй и семенами!
А ведь это не просто было! Надо было не пропустить то, когда наступит наиболее благоприятный момент внесение проросших семян в почву; когда необходимо будет подросшим проросткам подставить опору (фасоль –вьющееся растение, ему необходимо за что-то цепляться); вовремя полить, подрыхлить землю, повернуть к свету, а ещё снять на камеру все изменения и записать день и час, когда они произошли! Конечно нельзя было в этом непростом деле обойтись без сбора сведений об этом растении, его родине происхождения, особенностях выращивания, количества выведенных человеком сортов. Вся эта информация тщательно собиралась, анализировалась и применялась на практике. Зато результат превзошёл все ожидания!
Как же гордо показывали одноклассники друг друг свои фотоотчёты и , самое главное, выращенныё своими руками урожай! Да-да, у многих фасоль не только зацвела, но и дала богатый урожай! Пусть всего несколько стручков, но они же впервые выращены своими руками! Ребят восхитило таинство природы, о котором они раньше читали только в учебниках! Из одного семени можно вырастить вырастить целое растение, которое даст несколько десятков таких семян! Ребята были счастливы, демонстрируя результаты! А их ждёт уже новое путешествие в целый мир на наших подоконниках – в мир комнатных растений! Результаты новых экспериментов будут представлены 15 марта перед праздником весеннего обновления – Наурыз – и началом каникул!!!