Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Старшая группа
Воспитатель: Иргит Л.С.
Уважаемые наши родители!
Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Давайте осознаем, что наши дети учатся жить у нас, т.е. многое они черпают из окружающего мира. Если ребёнок живёт в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас, взрослых.
Над темой экологического воспитания я работала и с предыдущим выпуском детей, которые сейчас учатся в школе. Но эта тема не стала менее актуальной и в это время, даже наоборот. Вместе с моей напарницей по работе мы продолжаем работать в этом направлении и с этими детьми, пока они еще маленькие, и нам нужна ваша помощь. Ведь что сейчас мы заложим в наших детей, то и даст свои положительные и отрицательные плоды.
Наша задача в детском саду - к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относится ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видно сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Всё, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно-ролевые. Я их вам продемонстрирую, некоторые из них вы сможете изготовить сами и играть со своими детьми дома, развивая умственные способности детей, воспитывая знания детей об окружающем мире (животных, растениях).
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры.
Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.
Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка.
Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде.
Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения.
Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе.
Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведенья в природе, правила сбора ягод и фруктов.