Экологическое образование в начальной школе. Проблемы и перспективы
Экологическое образование в начальной школе.
Проблемы и перспективы
Богданова Т.В., учитель начальных классов
Большевяземской гимназии, кандидат
педагогических наук
Вопрос об экологическом образовании сегодня один из самых актуальных для всех звеньев системы образования, в том числе и начальной школы. Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически грамотного поколения, способного не только осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы, но и учитывать их в практической деятельности.
Изучение практики работы учителей начальных классов и анализ экологического образования младших школьников позволил сделать вывод, что не все школьники успешно овладевают комплексом сложных экологических знаний, недостаточно прочно сформированы экологические умения, многие учащиеся не имеют тех необходимых качеств личности, которые выражаются в экологической ответственности, не всегда реализуется опыт творческой экологической деятельности. Недостаточна межпредметная связь построения программ по экологическому образованию, не обеспечена преемственность при переходе учащихся из начальной школы, ощутим дефицит педагогических, профессиональных кадров. Все это определяет актуальность совершенствования теории и практики экологического образования, разработки содержания, форм и методов работы в процессе изучения предметов на междисциплинарном уровне и во внеклассной деятельности и реализацию в экологическом образовании принципа преемственности.
Отсутствие должного внимания к экологическим глобальным проблемам в современной системе начального образования ведет к распространению и усилению экологической пассивности и возникновению экологических предрассудков. Известно, что наиболее благоприятным периодом экологизации сознания является детство. Присущая младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность, способность овладевать определенными теоретическими знаниями, делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования, так как именно в младшем возрасте приобретенные знания в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения, максимально усваиваются экологические понятия, осознается необходимость создания новой экологической парадигмы, новых экологических ценностей. Психологические аспекты раскрыты в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина и др. Начальная школа – это важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Цели, задачи, содержание, формы, методы экологического образования младших школьников нашли отражение в работах И.К.Блиновой, В.М. Минаевой, А.А.Плешакова, Л.П.Салеевой, В.А.Сухомлинского, И.В.Цветковой и др.
Экологическое образование младших школьников предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которых они усваивают научные основы комплексной экологии. Специфическим условием реализации содержания экологического образования является обеспечение экологически целенаправленных контактов учащихся с окружающей средой, в ходе которых формируются практические умения применять экологические знания, накапливать опыт оценочно-эмоциональных реакций и развивать волевые качества.
Школьная практика показывает, что чаще всего мы, педагоги, отдаем приоритет формированию знаний. Частично это оправдано, т.к. знания в области экологии разнообразны и многослойны: от конкретных сведений до обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Однако знания, являясь фундаментом экологической культуры, не определяют ее уровня. Важно разбудить и развить чувства ребенка, а потом ввести знания и чувства в конструкцию личности. И тогда младший школьник никогда не сломает ветку – не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит внутренне нравственный и эмоциональный запрет, показать не только экономические, гигиенические ценности, но и эмоционально-эстетические, что будет способствовать основ экологической культуры. Школьник должен «присвоить» ценности, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивационной основой его поступков. Совершение поступков - это демонстрация того, что ты действительно знаешь. Поэтому, выполняя практические и творческие задания, младшие школьники будут учиться понимать окружающий мир природы, видеть многообразие и неповторимость ее обитателей, уважать ее законы.
Одной из важнейших задач гуманизации образования является формирование у младших школьников чувства экологической ответственности. Формирование отмеченной позиции происходит в том случае, если вопросами экологического образования заниматься целенаправленно с детского возраста, поскольку возрастание потребности младших школьников в общении с природой, повышение интереса к познанию ее законов способствует восприятию установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы. Усвоение данных установок и мотивов позволяет формировать убеждение в необходимости сбережения природы и своего здоровья. Данные убеждения найдут свое выражение в потребности детей реально участвовать в деятельности по охране природного окружения. По мнению А.Н.Леонтьева, «деятельностный подход определяет устойчивый базис личности, который является совокупностью его общественного отношения к миру и отношения, которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, а точнее совокупностью его многообразных действий».
Процесс экологического образования должен проходить в интерьерах, богатых растительной композиции, плакатов на экологическую тему, «только такая среда создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово учителя становится более весомым, значимым, убедительным». Интерьер, в котором включен мир природы, оказывает сильное психолого-педагогическое воздействие и является средством формирования экологической личности. Особую значимость приобретает экологическое образование младших школьников сельских гимназий, направленное на связь с жизнью, окружающим миром, что способствует ее социализации. В трудах В.А.Сухомлинского ярко раскрыта роль природы как важного воспитательного фактора. Он подчеркивал, что «природа – не только среда, окружающая нас, но и всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе – это краевая нить мировоззренческих убеждений, от которых зависит социально-политическая позиция человека».
В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Школьники младшего возраста уже по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, интеллектуальная любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности, в том числе и на исследовательскую. Психологи и педагоги указывают на важное значение младшего школьного возраста в развитии эмоциональной сферы ребенка, в воспитании нравственных качеств, непосредственно влияющих на экологическую воспитанность, подчеркивают, что именно в младшем возрасте легче включать учеников в активную, поисковую, исследовательскую деятельность.
Цель научно-исследовательской деятельности заключается в следующем – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений и навыков младших школьников, повысить уровень знаний и эрудиции.
В соответствии с целью поставлены задачи научно-исследовательской деятельности младших школьников, уточняющие её:
а) овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
б) научиться методам и приемам научного исследования и использовать их при изучении материалов любых дисциплин;
в) учиться работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать материал, овладеть искусством дискуссии, выступать перед аудиторией.
Для выполнения поставленной цели и задач необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1) целенаправленность и систематичность (работа проводится постоянно, используется междисциплинарный подход);
2) мотивированность (возможность реализации собственных талантов учащихся, способ саморазвития и самосовершенствования);
3) творческая среда (важно создание творческой, рабочей атмосферы, поддержание интереса школьников к исследовательской работе);
4) психологический комфорт (необходимо поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к творческому поиску, дать возможность учащимся поверить в себя, свои силы);
5) личность педагога (нужен творческий учитель, стремящийся к созданию творческой обстановки, обладающий определенными знаниями и подготовкой к ведению занятий по исследовательской деятельности);
6) учет возрастных особенностей (обучение осуществляется на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным, полезным).
Научно-исследовательская деятельность младших школьников, проводимая на уроках, имеет большие возможности в разработке собственных творческих, исследовательских проектов и во внеклассной работе. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
В Большевяземской гимназии в течение 5 лет плодотворно работает школьное научное общество обучающихся (ШНОО) «Алгоритм», которое включает в себя творческие группы (секции) по различным областям знаний. Среди них есть секция начальных классов «Юные исследователи природы». Учащиеся 1-4 классов овладевают техникой исследовательского поиска и решения задач научно-исследовательской деятельности, а именно: 1) выбор темы, от правильного выбора которой в значительной мере зависит результат работы; 2) поиск вариантов решения и сбор материала, т.к. главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно в ходе собственных опытов, наблюдений, выводов, умозаключений, 3) формы организации исследований: кратковременные исследования-наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды (уроки-экскурсии в парк, на берег реки, прогулки по экологической тропе, уроки-конкурсы и т.д.); теоретические занятия, где ребята знакомятся с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, обучаются методам наблюдения и описания предметов; организация встреч с учеными, коллекционерами, изобретателями, сотрудниками музеев и др.; участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах; работа в библиотеке (использование разных источников информации); осуществляются самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений; 4) представление результатов исследования (конференции, презентации, выступления, выставки) - это этап, позволяющий решить несколько задач: 1) развитие научной речи; 2) развитие умений работать с текстом; 3) анализ продукта собственной деятельности, 4) возможность продемонстрировать свои достижения; 5) пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; 6) умения оценки и самооценки результатов своего исследования. Следовательно, научно-исследовательская деятельность учащихся младших классов, как любой вид деятельности школьников, необходима для воспитания личностных свойств, качеств и здорового развития ребенка.
Таким образом, успех экологического образования младших школьников во многом зависит от использования возможностей учебных дисциплин, включения детей в активную познавательную деятельность по расширению кругозора, сбора литературы экологической направленности, создания и применения авторских программ, апробирования специальных интегрированных курсов, создания научного экологического центра, проведения внеклассных форм работы по экологии с учетом возраста.
Список используемой литературы:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
2. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная
школа. – 2001. - №12.
3. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. – 5-е изд. –
М.: Политиздат, 1985.
4. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании
учащихся младших классов // Начальная школа. – 2006. - №9
5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание,
1974.
Заключение.
Педагогические проблемы экологического образования изучались с позиций философов, психологов, педагогов. Философия выполняет методологическую функцию исследования проблемы, в ряде исследований утверждается понимание экологической проблемы как проблемы воспитания экологической культуры, экологического сознания, формирования личности в активной деятельности по охране природы.
В результате анализа психолого-педагогической литературы установили, что психологи в проблемах экологического образования школьников уделяют внимание формированию личности в системе ее отношений и деятельности с учетом возраста. Особенно рассматривается процесс гуманизации, интеграции образования. Анализ педагогического подхода к экологическому образованию показал, что нет однозначного и общепринятого определения главной цели экологического образования школьников. По мнению исследователей, экологическое образование представляет целостную систему.
Определены цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства экологического образования школьников младшего возраста. Однако систематическая работа по экологическому образованию не ведется. Поэтому целью исследования стала разработка модели экологического образования младших школьников сельской гимназии с учетом межпредметных связей, преемственности.
Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать ряд выводов: констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень экологических знаний, умений, навыков учащихся младшего возраста, формирующий эксперимент доказал, что экологическое образование сельских школьников становится эффективным при соблюдении педагогических условий, при использовании форм, методов, средств экологического образования младших школьников. В экспериментальной группе уровень сформированности экологических знаний, умений, навыков оказался выше, чем в контрольных группах.
от того, в какой мере пробуждается интерес и формируется внимание к объектам природы, развивается стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. Важно, чтобы контакты с окружающим миром были нацелены на глубокое проникновение в пласты экологической культуры, эмоционально подкреплялись, мощно мотивировались и выливались в реальную экологическую деятельность. Надо, чтобы школьники не только осмыслили содержание предметов, но и определили личностное отношение к изучаемым объектам, соотнесли их ценность со своими потребностями и интересами, стремлениями и убеждениями.
Заголовок 215