Методическая разработка программы Экологическое образование в школе-интернате.


Программа по экологическому воспитанию
« Живая планета»
ГКОУ школа-интернет №1 г. Вышний Волочек
Составитель: Ильина Л.Н. учитель биологии и географии
«Природа, как бесценный дар, и человек – это
единое целое. Только в общении с природой
человек может достигнуть нравственного
совершенства».
В.И. Вернадский
1. Актуальность
Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Цель:
Формировать ответственное отношение к окружающей среде, строящееся на базе экологического сознания. Соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования. Активно участвовать в изучении и охране природы своей местности.
Задачи:
– формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
– формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны;
– формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
– формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Экологическое образование, реализуемое через различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, и систему дополнительного образования, способствует формированию у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию прикладных экологических навыков, эмоционально – эстетическому восприятию природы. Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, её ориентация на общественно – полезные дела.
2. Система реализации программы
Центральное место в программе экологического воспитания школьников занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (природоохранное направление) «экология природы»,
– к себе как составной части природы (здоровье сберегающее направление) «экология здоровья»,
– к окружающему миру, к живым существам (познавательнее, эстетически-нравственное направление) «экология души».

Каждое из направлений ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы».
Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи: воспитание ответственного отношения к природе, развитие правильного мышления о рациональном использовании природных ресурсов.
Направление «Экология здоровья».
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: создание здоровье сберегающей среды, обучение приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Направление «Экология души»
Цель: Формирование нравственно–здоровой, духовно богатой личности школьника.
Задачи: воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой; воспитание человечности, ответственного отношения к людям.
Создание единого образовательно-воспитательного пространства способствует реализации экологического образования и воспитания через
– экологическое содержание уроков, что позволяет практически реализовать принцип междисциплинарной интеграции;
– различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
– классные и библиотечные часы;
–экологическая работа в системе ОДО;
– экологические праздники, мероприятия и акции;
– выпуск экологических листовок и стенгазет;
– оформление выставок;
– практическая помощь природе: кормушки, скворечники, субботники;
– виртуальные экскурсии;
– встречи, круглые столы;
– спортивные праздники.
Целостность системы обеспечивается преемственностью содержания экологического образования, единством требований и методических подходов, среди которых объяснительно–иллюстративный, проблемный, частично–поисковый, исследовательский методы.
Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания – к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культуры, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере – социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Планирование мероприятий по экологическому воспитанию
I полугодие II полугодие
Классные часы
Начальное звено (0–4 классы)
«Моя школа» «Люди полезных профессий»
«Здоровье – это правильный образ жизни» «Уроки вежливой совы»
«Моё восприятие мира» «Как устроить праздник, не погубив природу»
«Правила нашей безопасности» «История рождения бумаги»
«Красота и чистота осеннего пейзажа» «Гигиена в жизни человека»
«Что страдает от вредных привычек человека?» «Флора и фауна родного края»
Среднее звено (5–8 классы)
«Мои права и обязанности» «Все работы хороши» (о полезных профессиях)
«Экология природы и моё здоровье – едины» «Поведение должно соответствовать делам»
«Непередаваемые ощущения» «Всегда ли праздник радует?»
«Чрезвычайные ситуации» «Как сберечь леса?»
«Что нам с собой приносит осень?» «Болезни вокруг нас»
«Мы выбираем здоровье» «Экологические проблемы родного края»
Старшее звено (9–11 классы)
« Я – гражданин России» «Кем быть, чтобы принести пользу?»
«Экология моего края и моё здоровье» «Быть вежливым по отношению к природе»
«Я расскажу вам о природе» «Влияние праздников на экологию»
«Источники чрезвычайных ситуаций» «Проследи связь : флора, фауна, лес, бумага»
«Осенние мотивы и думы о природе» «Как сохранить здоровье»
«Вредные привычки и здоровье» «Экологические проблемы родного края и пути их решения»
Внеклассные занятия
Начальное звено (0–4 классы)
Акция «Украсим любимую школу» (озеленение классных комнат) Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»
«Мир глазами глухих» Игра–викторина «Будем делать хорошо и не будем плохо»
Неделя безопасности жизнедеятельности Конкурс рисунков «По страницам любимых книг»
Конкурс рисунков «Краски осени» Беседа–диспут «Болезни грязных рук»
Акция «Покорми птиц» Праздник «День птиц»
Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье» Конкурс стихов о птицах
Среднее звено (5–8 классы)
Озеленение классных комнат и коридоров школы Профориентационный час.
Неделя здоровья Конкурс чтецов «Весенняя капель»
«Мир вокруг нас» Уроки Мойдодыра
Неделя безопасности жизнедеятельности Выпуск газет «Здоровые традиции – здоровая семья»
Конкурс стихотворений «Золотая осень» Операция «Дом для птиц»
Акция «Сделай кормушку» Праздник «День птиц»
Акция «Покорми птиц» Викторина «Природа и человек»
Конкурс газет «Мы выбираем здоровье» Акция «Чистый двор»
Работа на пришкольном участке
Старшее звено (9–11классы)
Благоустройство пришкольной территории Экскурсия в Вышневолоцкий колледж
Неделя здоровья Акция «Профориентация»
«Рассказ о прекрасном» Акция «Я расту вежливым»
Неделя безопасности жизнедеятельности Неделя здоровья «Чистота – залог здоровья»
Конкурс поделок из природного материала Выпуск газеты «Здоровые традиции – здоровая семья»
Акция «Сделай кормушку» Операция «Дом для птиц»
Акция «Покорми птиц» Спортивно–экологическая игра «Друзья природы»
Встреча со студентами медицинского колледжа Акция «Чистый двор»
Работа на пришкольном участке
Занятия в системе дополнительного образования
Кружок «Цветы в доме»
Цель: способствовать развитию интереса учащихся к познанию живой
природы.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о живой природе через изучение комнатных и клумбовых растений.
2. Способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.
3. Формировать умения систематизировать полученные знания.
4. Совершенствовать умения ухода за культурными растениями.

Формы работы – проведение бесед, экскурсий, практических занятий, составление сообщений, работа с литературой.

Ожидаемые результаты обучения:
Повышение познавательного уровня по предмету;
Наличие навыков работы со справочной литературой;
Написание и оформление проектных работ.
Темы проектных работ обучающихся:
Жизненные формы комнатных растений;
Экологические группы комнатных растений;
Цветочно–декоративные растения и их значение в жизни человека;
Дизайнерский проект «Наши клумбы».
I полугодие II полугодие
Мир комнатных и клумбовых растений и их роль в жизни человека (5 часов). Работа по определению комнатных и клумбовых растений
(2 часа). Биология и экология комнатных и клумбовых растений
(9 часов). Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений
(6 часов). Комнатное цветоводство и эстетика (5 часов). Выращивание клумбовых растений (4 часа). Подготовка к итоговому занятию и его проведение (3 часа).
Работа с родителями
– Как воспитать любовь к природе.
– Как сохранить здоровье ребенка.
– Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника.
– Домашняя экология.
– Походы выходного дня.
– Помощь в организации и проведении праздников.
Прогнозируемый результат
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг. Дети должны научиться правильно вести себя в природе и среди людей, уметь сделать хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле, уметь делать что-то полезное своими руками.
Список литературы:
1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007 г.
2. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989 г.
3. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. – М: изд. «Всемирный следопыт» 1998 г.
4. Зверев А.Т. Экология. – М: изд. «ОНИКС» 2005 г.
5. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. – Томск: изд. «Агрос» 2007 г.
6. Криволап Н.С. Планета здоровья. – Минск: «Красико-Принт» 2005 г.
7. Кашинская Е.А. Всё обо всём. – М: 1999 г.
8. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007 г.
9. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. – Ярославль: «Академия развития» 1998 г.
10. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – М: изд.«Владос» 2004 г.
11. Маркин В. А. Я познаю мир. – М: 2000 г.
12. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. – М: изд. «Новая школа» 1994 г.
13. Энциклопедия большая советская. – М: 1978 г. Том № 29