Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения.


Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения.
Грищенко А.В. - учитель начальных классов, Набиуллина Г.А - учитель начальных классов
МБОУ «Школа №70» Кировского района г. Казани.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры младших школьников. Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением. В нашей школе изучение предмета «Окружающий мир» ведется по программе «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан  это – новый интегративный курс естествознания для начальной школы, включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен для изучения предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение». Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир, использовать свои знания на практике. Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций. Так же дети участвуют в создании проектов, в частности экологических. Например, «Извержение вулкана», «Чистая вода и ее запасы на нашей планете», « Пресная вода и ее обитатели», «Морская вода и ее обитатели», «Красная Книга Татарстана », «Красная книга России» и другие. Учащиеся защищают свои проекты (коллективные и индивидуальные), выступают, приобретают опыт публичных выступлений перед своими одноклассниками, на семинарах.
Получая определенную систему знаний на уроках, ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Все эти дела наши ученики с удовольствием выполняют. И мы надеемся, что наши ученики будут грамотными членами нашего общества и в будущем знания свои смогу применить на практике.
Литература.
1. «Системный подход к экологическому образованию младших школьников»:.// Н. Ж. Дагбаева Начальная школа №6 2003 г.
2. «О методах экологического образования школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги»: Пособие для учителя// Н.Г. Карпова «НИО» Москва; 2004,