Экологическое образование и воспитание в школе

Экологическое образование и воспитание
в МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения

(заместитель директора по УВР Казак А.А.)

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Нарастающее противоречие между обществом и природой ставят перед человечеством проблему оптимизации в их взаимодействии. Современный человек вполне способен рационально и на новом качественном уровне строить свои взаимоотношения с окружающей природной средой. К этому его нужно подготовить.
Основы такой подготовки заложены в общеобразовательных учреждениях через учебную и внеклассную деятельность. Они призваны сформировать систему экологических знаний, взглядов и убеждений, воспитать ответственное отношение к природе, основой которого является экологическая культура каждого человека.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
Одним из направлений программы развития школы является эколого-краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся.
Задачи:
Способствовать привлечению учащихся школы к природоохранной деятельности;
Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Познакомить учащихся со сложными взаимосвязями в природе.
Развивать умения работать с различными методиками исследования окружающей среды;
Вовлечь школьников в исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.

В МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения накопилась определенная система воспитания. Имеется положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся.
Вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность:
1-4 классы – «Эколёнок» (руководитель Гордиенко Л.В., учитель биологии);
5-е классы – «Азбука эколога» (руководитель Гордиенко Л.В., учитель биологии).
Для экологического воспитания и образования в школе применяются следующие формы работы:
- поисково-исследовательские (экологический мониторинг: «Социологическое исследование по проблеме «Сохраним амурского тигра», экологическое исследование «Мусор в лесу и др).
- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Береги свою планету, ведь другой такой нет», фото-, видео- коллекции «Моя малая Родина – моя любовь и гордость», «Живая Земля», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);
- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды», экскурсии в сафари-парк г. Владивосток);
- продуктивные (озеленение школьных рекреаций и территории школьного двора (посадка сосны корейской), уборка территории (БУНТ – большая уборка на территории, акции «День Земли», «Помоги зимующей птице», «Берегите первоцветы», «Ёлка» и др.).
Для участия в природоохранной акции «Птичий дом» учащиеся на уроках технологии изготавливают скворечники и кормушки. Кормушки регулярно заполняются кормом для зимующих птиц. На занятиях «Я исследователь» в начальной школе обучающиеся проводят мониторинг посещений птицами кормушек.
Фактором успешной деятельности является массовое участие детей в акциях: БУНТ – большая уборка на территории, «День Земли», «Помоги зимующей птице», «Берегите первоцветы», «Ёлка» и др., способствующие проявлению экологического самосознания. Пропаганда экологических знаний среди населения – разработка и распространение листовок.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы. Игровые конкурсы носят комплексных характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, традиционный конкурс «Вторая жизнь вещей» включал: конкурс поделок из пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, дисков, мастер-классы по изготовлению поделок из бросового материала от родительского комитета, конкурс рисунков, листовок. Подведение итогов традиционно проходит на осеннем балу. Ключ к успеху праздников преодоление формализма и штампа в их проведении.
С наступлением весенне-летнего периода ребят ожидает очень большая деятельность, где каждый сможет найти себе работу по душе: игры, конкурсы, соревнования, экскурсии, трудовой десант «Зеленый патруль», задача которого уход за деревьями, кустарниками, за цветником, сохранение и улучшение их состояние. “Охрана природы долг каждого” вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.
Свои плоды приносит и общение с животными. Посещение учащимися 5-6 классов Зоосада им. В. Сысоева г. Хабаровска, сафари-парка группой детей 3-11 классов г. Владивостока позволило детям осознать, что заботиться о живом существе – это хорошо, приятно и правильно.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Когда дети, получающие подобное экологическое образование, вырастают и становятся старшеклассниками, построить работу с ними уже гораздо легче.
Основным направлением является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни. Так, после окончания факультета Экологии и природопользования ДВГГУ второй год выпускница школы Пирогова Ольга работает в ФГУ ДальНИИЛХ (Дендрарий) г. Хабаровска.
На протяжении ряда лет принимаем участие в краевом конкурсе «Эколидер», занимая призовые 1-3 места.
Опыт работы школы по экологическому воспитанию освещен на страницах краевых научно-публицистических изданий «Маугли», «Родное Приамурье».

Результаты участия обучающихся в мероприятиях разного уровня

Мероприятие
Уровень
Результат

Олимпиада по экологии, 11 класс
Район
1 место

Конкурс юных исследователей окружающей среды, 11 класс
Край
Диплом 2 степени

Конкурс видеофильмов «Моя малая Родина – моя любовь и гордость», 3 класс, 10-11 классы
Район
Диплом,
1 место

Краевой конкурс «Эколидер»
Край
1,1,3 места

Конкурс исследовательских работ им. Вернадского, 10 класс
Район
1 место

Фотоконкурс «Земля живая», группа учащихся
Район
Победители

Научно-практическая конференция
Район
3 место

Эколого-туристическо-краеведческий конкурс, школьная команда
Район
1 место

Конкурс исследовательских работ им. Вернадского, 11 класс
Район
Край
1 место
Победитель

Фотоконкурс «Земля живая», группа учащихся
Район
3 место

Социологическое исследование по проблеме «Сохраним амурского тигра»
Район
2 место

Фотоконкурс «Необычное в природе»
Край
Диплом 3 степени

Конкурс детских проектов исследовательских работ
Россия
2 место

Олимпиада по экологии
Район
Победитель

Акция «Помоги зимующей птице»
Район
1,3 места, грамоты за активное участие


Каковы преимущества экологического воспитания и образования?
Преимущества экологического образования:
Практическая деятельность способствует более эффективному формированию экологической культуры и грамотного поведения в природе.
Способствует развитию социальной деятельности подростков.
Помогает активизировать интеллектуальные, организаторские, творческие, ораторские способности учащихся.
Обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний, полученных в школе, с практической деятельностью: выполнение экологических проектов и исследовательских работ.

Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся педагогический коллектив видит в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ по экологическим проблемам и решении конкретных экологических, а так же разработка проекта Экологической тропы на базе школы, цель которой экологическое и культурное просвещение учащихся и местных жителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильно спланированная деятельность способствует формированию потребности в бережном и заботливом отношении к природе своего села, личном участии каждого учащегося в решении проблем, воспитанию чувства ответственности за природу родного села, края.


Апрель 2016 года





















15