Экологическое образование и воспитание в школе


А.С.Рогачёва
МБОУ «СОШ № 9 имени М.И.Баркова»г.Братск
Экологическое образование и воспитание в общеобразовательной школе

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
1.непосредственное познание природы
2.школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации
Целью экологического образования и воспитания определено повышение уровня сформированности экологической культуры школьников. Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений ребенка с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру и любовь к природе.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1.образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения
2. воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3.развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).
В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с потребностями личности и общества. Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Формы воспитания — это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады).Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.
Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:
1.     Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)
2.      Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)
3.      Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги)
Формы организации экологического образования: экологические беседы, наблюдения в природе, целевые прогулки, экологические конкурсы, экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, экологические развлечения, досуги, праздники, экологические игр, конкурсы, викторины, экспериментальная и проектная деятельность.Формирование и развитие экологической культуры сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями науки, производства, искусства, образования и просвещения. В определении критериев и показателей экологической культуры можно исходить из представлений: об экологической культуре личности как общей цели экологического воспитания и образования; о специфике экологической культуры как целенаправленного воздействия на развитие духовной сферы личности, системы ее ценностных ориентации, отношений и деятельности. Специфика формирования экологической культуры связана с преимущественным воздействием на духовную сферу личности школьника и оперированием системой понятий «ценности — отношение — деятельность», которые реализуются в процессе воспитания. Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Литература:
1 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: 2004.
2 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М.: 1995. – С.40.
3. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. – М.: 1987.Психология 165