ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ


"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ"
Одним из приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе, в нашей школе выбрано экологическое воспитание. Работа в этом направлении позволяет сплотить детей и взрослых в коллектив единомышленников с одной стороны, и возможностью разнообразной и свободной по выбору, личностно ориентированной внеклассной жизни - с другой.
Практическая значимость экологического воспитания состоит в том, что поисковая и исследовательская работа в этом направлении дает возможность учащимся быть участниками и свидетелями многих решений и мер, принятых на благо развития и процветания школы, района, родного города, страны уже сейчас, а не в далеком будущем.
Целью экологического образования и воспитания в является:
- координация деятельности детей, направленная на изучение и охрану окружающей среды
- проведение мероприятий, направленных на улучшение и защиту своих законных социальных, экологических, творческих, духовных и других интересов.
Основной задачей экологического образования и воспитания ставлю обучение ребят набору мотивов природоохранного поведения, которые человек должен выбрать, прежде чем он что-то сделает.
Необходимость такого изучения возникла в связи с тем, что в нашем городе обострились экологические проблемы, касающиеся самых различных областей человеческой жизнедеятельности.
Основы научных экологических знаний ребята получают на уроках экологии, географии, биологии, химии и т.д.
Экологическое образование начинаю с определения ценностей в поведении ребенка. Чтобы достичь положительного результата, намечается условный путь от точки А к точке Б. А Б
С целью изучения эффективности экологического воспитания, разрабатываю анкеты и провожу ежегодное анкетирование учащихся,- оцениваю стиль поведения детей до начала природоохранного обучения, т.е. получается оценка поведения ребят, которые находятся в условной точке А.
И такое же оценивание стиля поведения учащихся провожу в конце учебного года. Конечно, в конце учебного года, не достигается максимальный результат экологической культуры поведения ребенка, т.е. достижения конечной точки Б, но результаты ответов другие, осознанные.
Таким образом, на протяжении нескольких лет обучения, достигается определенный результат поведенческой культуры ребенка, его осознанного отношения к природе.
Анкета
Когда ты станешь взрослым, ты себе купишь
а) автомобиль
б) велосипед
в) мотоцикл
Предпочтение какой кухне ты отдаешь?
а) бистро
б) Макдоналдс
в) домашней
В какой упаковке тебе больше нравится «Фанта»?
а) в стеклянной
б) в пластмассовой
Как ты думаешь, что будет с использованной бутылкой? ее
а) сжигают
б) прессуют
в) сдают
Куда выбрасываешь мусор ты?
а) в кусты
б) в мусорный контейнер
в) за окно
Куда выбрасывает мусор твой сосед по лестничной площадке?
а) в кусты
б) в мусорный контейнер
в) за окно
Если увидишь, что товарищи издеваются над животным?
а) пройдешь мимо
б) поможешь животному
в) тоже будешь мучить животное
Сосед нарисовал на парте? ты
а) продолжишь рисунок
б) заставишь соседа вытереть парту
в) пересядешь за другую парту
Твоя семья купила крупную вещь в пенопласте, ты
а) выбросишь объемный пенопласт в мусорный контейнер
б) разломаешь на куски и разбросаешь по улице
в) принесешь в школу на поделки
Объявлен сбор макулатуры для приобретения цветочного вазона для класса
а) принесешь из дома
б) попросишь ненужные коробки на рынке
в) сдашь деньги
Отдыхая на природе в подарок для мамы, ты
а) нарвешь букет из полевых тюльпанов
б) нарвешь букет из полевых тюльпанов не только для мамы, но и на продажу
в) сфотографируешь ее на фоне растущих тюльпанов

Дата--------------------- класс----------

АНКЕТА
Считаешь ли ты, что наш город чистый?
Да
Нет
Мне все равно
Кто, по твоему мнению, является главным источникам загрязнения в городе?
Общественный транспорт
Сами жители города
Предприятия города
Ты согласен с тем, что уроки в школе можно проводить?
Только с чистыми партами в классе
Можно и на исписанных партах
Мне все равно
Кто, по твоему мнению должен следить за чистотой класса и парт?
Учащиеся этого класса
Ваш классный руководитель
Администрация школы
Достаточно ли зеленых насаждений в нашей школе?
Да
Нет
Мне все равно
Если бы ты был(а) директором школы, наказывал(а( бы ты учащихся, портящих школьное имущество?
Да
Нет
Мне было бы все равно
Считаешь ли ты, что мы сами должны наводить порядок в нашей школе и прилегающей к ней территории?
Да
Нет
Мне все равно
Отдыхаешь ли ты с друзьями на природе?
Часто бываю
Редко бываю
Мне все равно
Принял(а) бы ты участие в работах, по улучшению нашей школы?
Да
Нет
Мне все равно
Хотел(а) бы ты внести свои предложения по наведению порядка и улучшению чистоты в нашей школе?
Мне все равно
Нет
Я предлагаю----------------------------------------------------------------------------
Желаешь ли ты стать участником экологических проектов, для улучшения экологической обстановки в нашем городе?
Да
Нет
Мне все равно

При проведении на уроке динамических пауз, также использую элементы экологического образования:
1. Если вы пришли на берег моря, в кармане шорт обнаружили бумажку и выкидываете ее на землю – поднимите руку вверх.
2. А если вы отнесете ее до ближайшей урны – поднимите вверх 2 руки и хлопайте в ладоши.
3. Если вы и ваша семья сдаете стеклянные бутылки – подпрыгните.
4. Если в вашей семье не принято выкидывать сухой хлеб – помашите руками.
5. Если вы относите бумагу в пункт сбора макулатуры – прыгните на двух ногах.
6. Если черновик вы используете с двух сторон, прежде чем ее выкинуть – подпрыгните на одной ноге.
7. Если ваша семья предпочитает покупать воду не в пластмассовых бутылках, а в стеклянных – усмехнитесь.
8. Если вы носите бутерброды в школу и на отдых, не в бумажной или полиэтиленовых упаковках, а в бутербродницах – топните ногой.
9. Если вы разговариваете со знакомыми о необходимости каждому бережно относиться к окружающей среде – покружитесь.
Экологическое образование ребят на уроке проводится с использованием тренингов, обучающих игр, стимулирующих формирование практических навыков, развивающих представление и интуицию. Тренинговая познавательная деятельность на уроке организовывается, как естественное сочетание игры и учебы, органически вписывающийся в программное содержание определенного учебного предмета.
Групповая учебная деятельность (тренинги), помогает реализовать природное стремление учащихся к общению, взаимопомощи и сотрудничеству. Тренинги не только вызывают заинтересованность, но и снимают скованность, вызывают позитивные эмоции, способствуют лучшему запоминанию материала.
В процессе тренинга реализуется связь главной роли учителя и самостоятельности учеников, учитываются возрастные и индивидуальные особенности, выполняется принцип научности, доступности результатов, а главное, позволяет применять детям и их семьям полученные знания на практике. Тренинг изменяет мотивы обучения и поведения: обучающиеся осознают, что уже сейчас реально, а не в далеком будущем они могут применить свои знания.
Тренинг: «Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек». Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Кратко: умей сказать НЕТ. Дети знают, что курение, алкоголь, наркотики это плохо. Все эти «удовольствия» стоят деньги. И если начинать употреблять, то это приведет к определенным потерям: сначала к незначительным материальным, а затем по нарастающей.
Я укорочу тренинг, и раздам всего по 4 лист
·очка, но надо 5-6. Напишите на каждом листочке по 1-му, самому дорогому предмету, человеку, т.е самое дорогое (компьютер, брат, мама, велосипед, телефон..) что есть в вашей жизни). Теперь перемешайте и переверните их, чтоб я не видела.
Поскольку за все в жизни надо платить, я сначала заберу у вас по 1-му листочку.
А теперь посмотрите, что вы потеряли и с чем вы остались?
Жалко? Как ощущение?????
А ведь с каждым разом я буду забирать все больше. Сделайте вывод!
Тренинг «Проблемы утилизации мусора». На уроке, демонстрируя различные контейнеры, рассказываю ребятам, как правильно надо решать проблемы утилизации мусора в каждой семье. Цель: показать детям, как осуществляется почвообразование и каким образом можно утилизировать мусор. Понятие компост.
Вспомогательные материалы: две пустые пластиковые бутылки, разный мусор, грунт.
Рассказываю детям о том, где оказывается мусор после того, как мы выбрасывают его в контейнеры вблизи своих домов. Вместе с ребятами моделируем мусорные контейнеры. Для этого отрезаем верхнюю часть двух пластиковых бутылок. Они и будут служить нам мусорными контейнерами. Прошу детей принести различный мусор (бумага, целлофан, органические отходы и т.д.). В одну емкость просто насыпаем принесенный мусор. В другой, мусор пересыпаем слоем почвы, снова кладем мусор и посыпаем его слоем почвы.
Через 5-7 дней смотрим, что происходит в бутылках. В первой бутылке почти ничего не изменится. Во второй бутылке мусор утрясется, некоторые органические остатки начнут разлагаться под слоем почвы, и запаха, почти не будет ощутимо.
А 3-й вид контейнера, это то, что мы ежедневно видим возле своих домов: грязь и вонь.
Вывод: Нельзя смешивать в контейнерах органические и неорганические отходы.
Но и объемы мусора также зависят от нас с вами. При сжатии, например, пластмассовых стаканов, бутылок, объем мусора уменьшается на 30%.
Итогом любого тренинга - Вывод.
Практические тренинги и игры, дают возможность увидеть результаты своей деятельности, переходя как-бы от слов к делу: ребята могут сами осознать, что они уже сейчас могут принимать практическое участие в природоохранной работе по защите окружающей среды, по сбережению и приумножению природных ресурсов для будущего поколения. Учатся жить в согласии с природой.
Можно прочитать историю, притчу, и это будет проблемой урока.
«Один индеец проведал своего белого друга в городе. Большой город, запруженный машинами и людьми поразил его. И он чувствовал себя непривычно. Белый человек хотел показать своему приятелю красивейшие места своего города. Когда они шли по городу, индеец внезапно остановился и спросил своего друга: «Ты слышишь то, что слышу я?»
Его приятель прислушался, усмехнулся и сказал: «Я слышу только гул машин и трамваев, слышу шаги и голоса многих людей вокруг нас. А что необычного слышишь ты?» Где-то близко от нас поет сверчок,- сказал индеец.
Белый человек прислушался снова и покачал головой.
Наверное, ты ошибаешься, в городе нет сверчков. А если бы они и были, то в таком шуме их не было бы слышно.
Они прошли еще несколько шагов. Индеец остановился перед небольшим деревом возле огромного дома. Индеец разворошил листья, и тогда они увидели сверчка, который пел свою песню
Только теперь белый человек услышал сверчка. Его удивил тонкий слух приятеля. Через минуту, когда они шли дальше, он сказал своему индейскому другу: «Твой слух тоньше моего. Индейцы слышат лучше белых».
Индеец усмехнулся и ответил: «Ошибаешься. Мой слух не лучше твоего, просто ты не готов к тому, чтобы услышать сверчка». Через несколько шагов индеец уронил на землю монету. Только она зазвенела, как несколько людей сразу же повернулись. Один человек наступил на монету и поднял ее.
Тогда индеец сказал своему другу: «Видишь, звук монеты не звонче песни сверчка, однако этот звон люди хорошо услышали».
Провожу различные конкурсы на экологическую тему: фотообвинения, стихотворений, сказок, поделок.
Кто спасет нас от мусора?
У Керчи большой недуг – горы мусора вокруг.
Иностранцы приезжали – удивились и сбежали.
Киевляне прикатили – гордо носом покрутили.
А соседи – россияне нас публично обсмеяли.
На кустах висят пакеты, будто яркие буклеты.
Возле урн – плевки, окурки, или от бананов шкурки.
Пляжи – в россыпях бутылок, будто кадры из страшилок!
Как спасти нашу природу? Посоветуйте народу.
Не помогут нам туристы сделать в городе нам чисто!
Это горожане сами сыпят мусор меж домами.
Вот бы в сказку нам попасть, где у ЩУК волшебных власть.
Ну а лучше - в тот роман, где нам Сталкер чертит план.
Как ловушки обойти и инопланетный шар найти.
Чтоб исполнил все желанья без усилий и старанья.
И тогдаНам не нужно убирать, надо только пожелать –
Чтобы весь наш сор и хлам чудесно исчез бы сам.
А наша ВСЕЛЕНСКАЯ лень будет расти каждый день.
Погубит она нас, засосет, и никто уже нас не спасет.
Димова М. (8 класс)
В период летнего оздоровления, на базе школы работает оздоровительный лагерь «Школа в природе». В воспитательных мероприятиях летнего оздоровительного лагеря, наряду с отдыхом: купание в море, посещение рыбного хозяйства; с учителями и детьми, ежедневно, провожу экологические тренинги, экологические игры и исследования в природе.
Учащиеся школы являются постоянными участниками всех экологических акций, проводимых в нашей школе, городе.
Соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер ее охраны. Исходя из этого, учащиеся приняли участие в оказании помощи Керченскому лесничеству: ребятами было собрано плодов и семян: ленкоранская акция - 10 кг, конского каштана – 50 кг, софоры – 10 кг, шишки туи – 5 кг, акации гледичии – 3 кг. Осенью и весной учащиеся нашей школы высаживают саженцы деревьев для укрепления оползневого берега в поселке Аршинцево. В настоящее время, из-за вседозволенности и обнищания народа, созданные полезащитные полосы нещадно вырубаются, вытаптываются скотом, уничтожаются пожарами. Надо всем одуматься, иначе погибнет труд старших поколений. С целью сохранности леса ребята изготовили аншлаги с надписями:
«БЕРЕГИТЕ ЛЕС»
«ВЫПАС СКОТА ЗАПРЕЩЕН»
«БЕРЕГИТЕ ЛЕМ ОТ ПОЖАРА»
«БЕРЕГИСЬ УКУСА КЛЕЩА»
С наступлением осени, для поддержки птиц, были изготовлены и развешаны скворечники и кормушки.
Зимой ребята всегда принимают участие в акции «Спасем лебедей».
Учащиеся старших классов проводят большую разъяснительную работу среди учащихся младшей школы, населения района, города.
Ребята выходит в радиоэфир, с отчетами о проделанной экологической работе. Составляют листовки с информацией об экологических проблемах города.
Учащимися старших классов проводится большая исследовательская работа: изучалась проблема замора рыбы в Азовском море, проблема стихийных мусорных свалок и проблема городского полигона твердых бытовых отходов, проблема питьевой воды и многие другие.
Одним из показателей духовного упадка общества следует считать постепенное привыкание к экологической опасности. И поэтому, нельзя проблемы экологии сводить к бесчисленным воззваниям к населению «о спасении природы». Экологическое воспитание должно быть системным, т.к. все звенья зависят друг от друга:
Экологическое знание -------- экологическое мышление ------- экологическое сознание -------- экологическое мировоззрение -------- экологическая этика ------ экологическая культура. Формировать экологическую культуру необходимо с детского садика, продолжать в школе, в вузах, и не забывать об окружающем обществе.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15