Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 класс. Для обучения на дому детей с ОВЗ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Речевая практика» составлена для обучающегося с ОВЗ (аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (легкая степень); системное недоразвитие речи (2 уровня)) 1 класса Шелофастова Ростислава. Обучающемуся рекомендовано обучение на дому.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
СанПин № 242 328615 от 10.07.2015г.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28.02.2003г. №27/2643-6.
Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основа стандарта – это деятельный и дифференцированный подход.
Основные задачи изучения речевой практики – это расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Задачи I-го этапа обучения (1 класс) углубленное изучение ребенка; включение его в учебный процесс; исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения, вести беседу; воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Цель учебного предмета «Речевая практика»:
совершенствование речевого опыта обучающегося.
Задачи:
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Диагностико-пропедевтические задачи:
Выявить индивидуальные возможности ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
Сформировать у обучающегося физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
Сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях;
Коррекционные цели и задачи курса:
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами русского языка с учетом его индивидуальных возможностей.
коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;
коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации;
коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
коррекция и развитие личностных качеств обучающегося, эмоционально- волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте);
коррекция и развитие связной устной речи.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие артикуляционной моторики;
развитиефонетико-фонематическихпредставлений,формирование звукового анализа.
развитие слухового внимания и памяти;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
развитие навыков адекватного общения;
расширениепредставленийобокружающеммиреиобогащение словаря.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталого ребенка в процессе овладения учебным предметом.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающегося.
Общая характеристика курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай»,
«чао» и др. Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертываниепросьбыспомощьюмотивировки.Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
Занятия по данной программе проводятся в форме урока.
Основные типы уроков:
комбинированные уроки;
уроки повторения изученного материала;
урок систематизации и обобщения знанийобобщениеисистематизацияпройденногоматериалас использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО.
нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.)
Основными методами урока являются:
словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, пример. практические – пересказывание, ответы на вопросы.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, АМО, ИКТ.
Формыработы:беседа,заучиваниесголосаучителякоротких стихотворений, загадок, скороговорок.
Место курса «речевая практика» в учебном плане
Введение в АООП для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область обязательной части Учебного плана «Язык и речевая практика».
На изучение курса «Речевая практика» в учебном плане отводится 1 час в неделю (всего 33 часа).
Ценностные ориентиры содержания курса
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека
*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
*представления о правилах поведения дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
*бережное, гуманное отношение ко всему живому;
*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
*уважение к труду и творчеству близких;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
*формирование элементарных представлений о красоте;
*формирование умения видеть красоту природы и человека;
*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
Освоение рабочей программы учебного предмета «Речевая практика»»
(1 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающемуся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающегося с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение им социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты обучающегося 1 класса:
осознание себя как ученика;
владениеэлементарныминавыкамикоммуникацииипринятыми ритуалами социального взаимодействия;
наличие мотивации к учебной деятельностиустановка на безопасный, здоровый образ жизни
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: наблюдать; работатьсинформацией(пониматьизображение,устное высказывание)предъявленныенабумажныхиэлектронныхидругих носителях); сравнивать, классифицировать на наглядном материале.Предметные: слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием, отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства. Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.
Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имя и отчество учителя.
Личностные учебные действия:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладениесоциально-бытовымиумениями,используемымив повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа по предмету «Речевая практика»» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие наслухсказокирассказов;ответынавопросыучителяпоихсодержаниюсопоройна иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание курсаАудирование. Его содержание нацелено на развитие у ребенка способности воспринимать и понимать обращенную к нему речь.
Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио- носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Темы: «Играем в сказку», «Мойдодыр», «Мамины помощники».
Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у обучающегося четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Темы: «Мы встречаем Новый Год», «Мир природы», «Наши любимые животные».
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных с бытом детей, играми, взаимоотношениями с окружающими.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Темы: «Игры и игрушки», «Я дома».
4.Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи обучающегося словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство,представление,приветствие.Формулы«Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы«Доброеутро»,«Добрыйдень»,«Добрыйвечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо». Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …»,
«Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.Формулы«спасибо»,«большоеспасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Темы: «У нас праздник».Тематическое планирование.
№ Тема урокаОсновные виды учебной деятельности обучающихсяI Жизнь вокруг нас 1 Кто нас лечит и кормит Выполняет простые устные инструкции учителя
2 Кто нас защищает Выбирает картинки, соответствующие слову, предложению
3 Кто живет рядом с нами Выполняет простые устные инструкции учителя
II Игры и игрушки4 Игрушки. Магазин игрушек Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
5 Уложим куклу спатьПрактически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
6 Моя любимая играПрактически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
III Играем в сказку7 «Ай да репка!» (по сказке «Репка») Развивает артикуляционную моторику. Формирует правильное речевое
дыхание
8 Мы играем в «Колобок» Развивает артикуляционную моторику. Формирует правильное речевое дыхание
9 «Кто в теремочке живёт?» (по сказке «Теремок).
«Теремок») Развивает артикуляционную моторику. Формирует правильное речевое дыхание
IV Я дома10 Моя семья. Расскажи о себе Обращается по имени и отчеству, по фамилии, обращается к знакомым взрослым и ровесникам.
11 «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака Практически использует силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
12 Разучивание чистоговорокV Я и мои товарищи13 Играем вместе. Не будем ссориться Практически использует силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
14 Если друг попал в беду Использует бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
VI Мы встречаем Новый Год15 Готовимся к празднику. Новогодние поздравления.
Умеет приглашать гостей домой. Знает правила поведения в гостях.
При поздравлении использует модель «Поздравляю с …»
16 Разучивание стихотворенийПрактически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях
VII Мойдодыр17
Сказка «Мойдодыр». Я умываюсь. Я правильно одеваюсь.
Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Выполняет практические упражнения во время игр «Я умываюсь», «Я
одеваюсь»
18 Режим дня. Выполняет практические упражнения в игре «Режим дня»
VIII У нас праздник19 Приглашаем гостей. Накрываем праздничный стол. Составляет приглашения. Участвует в инсценировании Игры «У нас гости»
20 «Мы в гостях» Чистоговорки. Драматизация песни «К нам гости пришли». Соблюдает правила поведения в гостях во время игры «Идем в гости». Произносит чистоговорки. Разучивает песню и понимает ее смысл.
21 Чтение отрывка из сказки А. Милна «Вини- Пух и все, все, все…» Участвует в ролевом чтении сказки. Понимает смысл содержания сказки. Соотносит события сказки с личными наблюдениями.
22 Стихотворения для папы. Поздравляем папу и дедушку. Разучивает стихотворения. Составляет поздравления, пожелания для папы, дедушки.
IХ Мамины помощники 23 Я помогаю маме. Стихотворение А. Барто «Помощница». Участвует в игре «Мамин помощник». Разучивает стихотворение. Понимает смысл стихотворения.
24 Стихотворение К. И. Чуковского
«Федорино горе».Поздравления для мамы Разучивает поздравления для мамы и составляет свои.
25 Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Опрятному человеку нужны помощники. Обыгрывает ситуации в игре «Мои помощники».
26 Стихотворение «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Я ухаживаю за обувью. Слушает и понимает смысл стихотворения. Высказывает свое мнение о произведении.
27 Я помогаю маме прибирать на кухне. Игра «У нас гости»
кухне Употребляет «вежливые» слова при обращении к другим людям. Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Х Мир природы28 К нам весна шагает. Стихотворение «Подснежник» Е. Серовой Слушает рассказ учителя, соотносит картинки с содержанием.
29 По погоде одевайся. Чистоговорка «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Слушание детской песни «Ангина». Наблюдает за сезонными изменениями. Отвечает на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
30 Чтение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит» Участвует в ролевом чтении сказки. Понимает смысл содержания сказки. Соотносит события сказки с личными наблюдениями. Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
ХI Наши любимые животные31 «А у нас в квартире кот. А у вас?» Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
32 Стихотворение А. Прокофьева«Тузик». Практически использует силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
ХII Мир природы33 Итоговый урок.«Здравствуй, лето!» Летняя одежда Наблюдает за сезонными изменениями.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Адаптированная рабочая программа по курсу «Речевая практика».
.