Фрагмент урока по русской литературе на тему Н.А.Некрасов Русские женщины (7 класс)


Развитие функциональной грамотности чтения учащихся на уроках русской литературы.
Составление вопросов и заданий
с включением трёх читательских умений
и соответствующих им действий
Проект подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Жарова МаржанОрынбековна,
Средняя школа № 2 отдела образования
города Кокшетау Акмолинской области

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мотивационно-ценностная сфера личности школьника
Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования.
Духовно-художественная сфера развития
Ребенок осмысляет (выделяет) природу, мир, другого человека и самого себя, художественное произведение (или его фрагмент), как особый эмоциональный предмет.
Сфера общения, сотрудничества с другими людьми
Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми. Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога.
Сфера учебной деятельности
Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации:
Какие же формы функциональной грамотности существуют?
Общая грамотность.
Компьютерная грамотность. 
Информационная грамотность. 
Коммуникативная грамотность. 
Грамотность при овладении иностранными языками. 
Бытовая грамотность. 
Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 
Общественно-политическая грамотность.
Каковы отличительные черты функциональной грамотности?
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. 
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения);Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:  - Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного и неродного языков, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю;  - Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;  - Овладение орфографией и пунктуацией; 
-Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
     Функциональная грамотность включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.
Так, функциональная грамотность становится по значению входом в образования и образованности, а по сути — мерой культурного развития нации, страны, группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека.
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты.
Что такое навык чтения?  Говоря о формировании навыка чтения, мы в первую очередь говорим о развитии следующих 4 качеств при чтении: 
Правильность;
Беглость;
Сознательность;
Выразительность.Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.Правильность определяется как плавное чтение без искажений:- чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;- правильную постановку ударения;- соблюдение основных правил литературного произношения.Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.Сознательность чтения – это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок: послоговой, по слогам и целыми словами, целыми словами, целыми словами и группами слов. Если ваш ребенок пока еще овладевает навыками послогового чтения, тренируется в прочтении слогов-слияний и слов, содержащих знакомые слоги, то вам пока рано беспокоится о скорости чтения. Ваша задача выполнять рекомендации учителя и уделять ежедневно 15-20 минут для занятий с ребенком над специальными заданиями в индивидуальных листах…Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Постепенно мы рассмотрим каждую из них. Остановимся на том, как определить, мешает ли эта причина вашему ребенку читать, и предложим упражнения для работы над проблемой, если она существует.
Природный темп деятельности.Обычно родители сами замечают, что их ребенок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. И вины ребенка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. И хотя, как было сказано выше, темп деятельности является врожденным свойством, в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может все же постепенно изменяться.
Упражнения для увеличения темпа деятельности.1.Многократное прочтение.Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течении одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.2.Молния.Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».3.Буксир.Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.Включайте эти упражнения регулярно в свои занятия с ребенком. Кроме того, вы можете использовать их, когда ребенок выполняет домашнее задание по чтению, прямо на заданном тексте, выделив для этого 15-20 минут.
Читательская грамотность


Опора на внетекстовое знание
Опора на текст


Интегрировать
интерпретировать
рефлексия
оценка
Найти и
извлечь

Фрагмент урока «Развитие функциональной грамотности учащихся
на примере произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Урок по русской литературе в 7 классе
В добровольном изгнании
(Э.Павлюченко)
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов – открытое выступление молодых дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Пять декабристов были казнены. Более ста – осуждены и отправлены на каторгу и поселение в Сибирь.
За этой сухой исторической справкой – трагедии сотен людей. Тяжелые испытания выпали на долю многих дворянских семей.
Первыми, кто встал на сторону своих мужей – участников восстания, были их жены. Они начали бороться за близких, пуская в ход все: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя».
Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, по уровню культуры, едут в Сибирь за своими мужьями. Эти женщины, уделом которых была семья, даже не подозревавшие о существовании тайных обществ, смело отправились в Сибирь. Они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам.
Бывшие княгини, графини, генеральши жили в крестьянских избах со слюдяными окнами и дымящейся печью, готовили обед и отправляли его в тюрьму, чтобы поддержать своих близких, часто «сидели на черном хлебе с квасом». В 1827 году в Чите Александра Григорьевна Муравьева пишет о том, что желает разделить участь мужа, государственного преступника, и готова жить среди арестантов, там, где они будут содержаться. Император Николай отнял у них все имущественные наследственные права, разрешил тратить только нищенские суммы и повелел отчитываться в свих расходах перед начальником рудников.
На четвертом году заключения с узников сняли кандалы, и декабрист Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили.
Женщины не только кормили и утешали, они сплачивали осужденных, морально поддерживали их. Самоотверженные и преданные жены, они не знали в вопросах любви и дружбы ничего не возможного.
Они пошли за своими мужьями, когда им не исполнилось ещё и тридцати. Александрине Муравьевой – жене Никиты Муравьёва (автора проекта конституции Северного общества) – в момент её приезда в Сибирь было 23 года. Жёны декабристов оказались в добровольном изгнании. Что заставило их принять такое решение? Супружеский долг? Чувство справедливости? Сострадание к ближнему? Забота об облегчении участи мужа?
«Эти женщины бросили всё: богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья» - писал Фёдор Михайлович Достоевский.
Вопросы.
Назовите основную мысль текста.
Примерные ответы учащихся.
Женщины пожертвовали всем ради высочайшего нравственного долга.
Какие события описываются в первой и второй частях поэмы?
Какие сны-воспоминания о прошлом тревожат княгиню на пути в Сибирь?
Найдите и прочитайте из текста ответы княгини губернатору на все его советы, предупреждения и угрозы. Как они характеризуют героиню поэмы?
Можно ли назвать княгиню Трубецкую трагической героиней, которая преодолевает все препятствия?
Подберите синоним к слову «нищенский».
Примерные ответы учащихся.
Нищий, убогий, мизерный.
Задание № 1.
Составить кластер, подобрав прилагательные, характеризующие героинь поэмы Н.А.Некрасова « Русские женщины».



Задание № 2.
Подготовить историческую справку о событиях восстания 14 декабря 1825 года.
Задание № 3.
Организуйте выставку «Декабристы и их жены в Сибири».
Задание № 4.
Подготовить презентацию «Княгиня Волконская и княгиня Трубецкая». Что объединяет женщин?
Задание № 5.
Напишите сочинение на тему: «Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! (женские образы в поэме Н.А.Некрасова).
Задание № 6.
Расскажите о сайтах в Интернете, посвященных истории движения декабристов, восстанию и следствию по их делу.