Знакомство с Букварём. Знакомство с прописями.
Урок 1Дата: ___________________________
Тема: Знакомство с Букварём. Знакомство с прописями.
Цели:
- развитие умений различать одно слово и несколько слов;
- развитие умений осмысленно отвечать на вопросы учителя;
- обучение раскрашиванию и обведению по контуру;
- обогащение активного словаря детей.
(«Моя любимая Азбука», обложка, с. 2-3, Прописи № 1, обложка)
Ход урока
I. Актуализация знаний
Работа с Букварём
Перед вами книга. Посмотрите на обложку. Что на ней нарисовал художник? (Ответы детей)
Кто из вас может прочитать название этой книги? (Букварь) Для чего предназначена эта книга? А как называется книга, по которой дети тоже учатся читать? (Азбука)
Почему у вас у всех одинаковые книги? Разве интересно, когда у всех одна и та же книга?
Почему в школе детям дают одинаковые книги?
Как называются эти книги? (Учебники) Почему их так называют?
Давайте откроем нашу первую учебную книгу. Полистайте её. Откройте страницы 2-3, рассмотрим их.
Что нарисовано на этих страницах? (Кубики)
Правильно, кубики это очень увлекательная игра. Что можно сделать или составить из кубиков? (Ответы детей)
Интересно, а что мы будем «строить» из кубиков в Букваре. (Предположения детей)
Попробуем поиграть в кубики. Что нарисовано на кубиках (Предметы). Назовите предметы, нарисованные на кубиках. (Ответы детей).
II.Открытие новых знаний.1. Постановка учебной проблемы
Ой, как много предметов! Называя предметы, вы называете что?…. (слова). Но этих слов так много, как же мы будем их изображать
2. Формулирование проблемы, поиск решения
Рисовать, но не все умеют хорошо рисовать. Писать, но не все в нашем классе умеют писать. Какие у вас будут предложения? (Дети предлагают различные варианты записи слов, но учитель их отвергает, причём находит какой-нибудь аргумент)
Диалог целесообразно построить так, чтобы вывести детей, что необходимо такое обозначение, которое будет понятно и приемлемо для каждого.
3. Развитие умения - применения нового знания
1.
Возьмите в руки простой карандаш. Дайте название первой картинке. Как обозначим слово, которое обозначает предмет? (Чертой)
Назовите следующую картинку, обозначьте её. Выберите любые три картинки, назовите их, обозначьте.
2.
Посмотрите на доску. На доске картинки.
Что нарисовано на картинках (Карандаши). Обозначим эти слова схемой.
Какой карандаш на первой картинке (Красный). «Красный карандаш» это одно слово?
Два. Следовательно, сколько нам надо нарисовать чёрточек-схем? (Две)
А если я скажу «красивый красный карандаш» сколько схем вы нарисуете (3).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: сколько называем слов, столько схем и рисуем.
- Что мы сейчас делали? (обозначали слова схемами в виде черты.)
- Кому было легко?
- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
- Кому помогали мои вопросы?
* Молодцы!
3.
Посмотрите на с.3.
Что вы видите? (разбросаны буквы)
Назовите знакомые буквы.
Найдите букву «а». Возьмите красный карандаш и поставьте точку под буквой «а».
Возьмите синий карандаш и поставьте точку под буквой «в».
Сколько красных кружочков?
Сколько синих?
У кого получилось выполнить задание? Молодцы!
Кто может прочитать первое слово? ГОВОРИМ.
А что это значит?
Прочитайте второе слово. РАССКАЗЫВАЕМ.
Как вы думаете, почему именно с этих слов начинается «букварь»?
Значит, на уроках обучения грамоте мы будем читать, говорить, рассказывать, а ещё слушать и писать. А для того, чтобы нам научиться писать прописными буквами у нас есть тетрадь
Прочитайте её название. (Прописи)
Работа в прописи.
1.
Посмотрите, кого вы видите на картинке? (Мальчика и девочку).
Кто эти дети? (Ученики)
Как вы догадались? (Ответы детей)
Обратите внимание, во что одеты дети?
Это русские национальные костюмы.
Как вы думаете, где живут дети? (В России).
Нравится вам картинка? Чего не хватает? (Картинка не цветная). Давайте раскрасим её.
(Желательно, чтобы у учителя была цветная иллюстрация с изображением русской национальной одежды. Посмотрите на иллюстрацию, какого цвета нарядная рубашка у мужчины одетого в национальный костюм? (Белого)
А блузка у женщины? (Белого).
Давайте возьмём простые карандаши, и ровно не выходя за границы контура рисунка обведём рубаху у мальчика и блузку у девочки
Какого цвета штанишки? (Синего)
Возьмите синий карандаш, аккуратно обведите и раскрасьте.
Какого цвета сарафан? (Красного) Возьмите красный карандаш аккуратно обведите и раскрасьте. Каким цветом надо раскрасить сапожки у детей? (Красным)
Кому дети несут букет цветов?
Вы тоже принесли в школу букеты, но ваши букеты красивые разноцветные, а у ребят на картинке?
Что нужно сделать, чтобы их букеты тоже стали красивыми? (Раскрасить)
Давайте поможем им. Кто захочет, дома раскрасьте букет и завтра принесите в школу красивый разукрашенный букет.
А можно ли догадаться, какое время года на картинке? По каким признакам вы догадались?
Кто может определить, листья каких деревьев нарисовал художник?
У нас есть красный, зеленый и жёлтый карандаш. Как бы раскрасили ими эти листья?
Почему? Раскрасьте.
III. Итог урока
В конце каждого урока мы с вами будем подводить итоги работы.
Как называется учебная книга на уроке обучения грамоте? Как называется тетрадь?
Что сегодня вы узнали на уроке?
Что нового мы узнали об обозначении слов?
Кому понравились задания, которые мы выполняли?
Кому было легко? Трудно?
Чью работу я сегодня оценила словами «Молодец» (или др.)?
У кого из вас после урока хорошее настроение?
Скоро мы будем фиксировать это в нашем дневнике.
Спасибо всем за работу.
IV. Домашнее задание
Мне бы очень хотелось получить от вас в подарок этот красивый, яркий и очень аккуратный букет. Раскрасьте его дома.