Статья Слуховое восприятие и речевое развитие школьников с нарушенным слухом


5. Слуховое восприятие и речевое развитие
Роль слухового восприятия в формировании устной речи и развитии психических процессов
Устная речь – вид коммуникативной деятельности человека
У.Р. – произносимая и воспринимаемая речь
Средства устной речи: фонемы, словесное ударение, интонация
Свойства звука: тон, шум, высота, сила, длительность, прерывность, непрерывность
Формирование устной речи
Основа - слуховое восприятие и подражание
Развитие функции слухового и речедвигательного аппарата
Восприятие речи связано с пониманием ее содержания
Воспринимающий должен проявлять встречную активность (сличение с опытом, внесение поправок, принятие решения на основе смыслового контекста)
Факторы восприятия сообщения
Включенность в активную деятельность
Индивидуально – личностные особенности (мышление, память, внимание…)
Развитие навыков СВ (слухового восприятия)
начинается с раннего детства!
Связано
с развитием познавательной деятельности,
с накоплением жизненного опыта,
с усвоением словаря,
с овладением ритмической и фонематической структурой слов.
Снижение слуха:
Отражается на психическом развитии детей
Ограничивает возможности познания окружающего мира
Затормаживает процесс овладения ЗУН
Снижение (отсутствие) самостоятельности в освоении речью (Р.М. Боскис)
Норма слуха- самопроизвольное овладение речью по подражанию
Нарушение слуха – в результате специального обучения
слабослышащие – в минимальной степениглухие – только в условиях специального обучения
Недостатки в развитии речи ведут к затруднениям:
в восприятии речи даже с ЗУА;
в понимании, осмыслении, передаче речевого материала в процессе общения;
в обучении;
в умственном развитии;
в нравственном воспитании;
в развитии различных видов деятельности ( познавательная, трудовая, игровая…)
Таким образом, РСВ (развитие слухового восприятия)
источник накопления словарного запаса, расширяет возможности речевого общения.
Речевое общение ведет к накоплению словарного запаса и общему развитию.
Условия овладения речевым общением
Состояние слуха (чем лучше слух, тем…)
Уровень развития речи (чем выше уровень РР, тем успешнее речевое общение)
Использование качественного слухопротезирования, современных технологий и методик (КИ, верботональная методика)
Технологии специального обучения
Мастерство сурдопедагога
Взаимосвязь слуха и речи:
Произношение детей с н\сл (нарушением слуха) зависит от уровня сохранности слуха, от степени трудности произношения фонем и их акустических характеристик. Чем лучше слух, тем меньше дефектов произношения.
Таким образом,
возможности слухового восприятия должны быть использованы при формировании произношения, при обучении и воспитании.
По мере РР возрастает слуховая способность её восприятия, овладение речью способствует более продуктивному развитию слухового восприятия речи.
В связи с этим: 4 уровня развития речи (Л.П.Назарова)
Оптимальный уровень:
Полный словарный запас
Понимание обращенной речи
Использование почти всех частей речи
Ошибки в виде аграмматизмов, искажен звуко-буквенный состав слов
52% правильного восприятия речи
Сниженный уровень
Словарь близок к норме
Наличие аграмматизмов
Искаженное произношение
Неточное владение окончаниями, предлогами
45% правильного восприятия речи
Ограниченный уровень
Значительное ограничение словарного запаса
Неадекватная замена слов по смыслу
Значительное искажение произношения с сохранением контура слов
Предложения из 2-3 слов
20% правильного понимания речи
Резко ограниченный уровень
Резкое ограничение словаря
Существенные изменения в предложении
Отсутствует структура слова
7 % восприятия речевого материала
Факторы, влияющие на общее развитие ребенка с н/сл:
Состояние слуха
Уровень речевого развития
Индивидуальные особенности развития
Специально организованное обучение