Презентация на тему Развитие самостоятельной речи как средства социализации обучающихся с нарушенным слухом.
Развитие самостоятельной речи как средства социализации обучающихся с нарушенным слухом. Подготовила учитель русского языка и литературы Васненко Р.Т. Цель: исследование уровня развития речи обучающихся с нарушенным слухом.Задачи:Изучить методическую литературу по теме.Выявить новые методы и приёмы, влияющие на развитие уровня самостоятельной речи обучающихся с нарушенным слухом.Провести эксперимент и проанализировать результаты исследования. Объект исследования: процесс развития речи обучающихся с нарушенным слухом средних и старших классов.Предмет исследования: речь обучающихся с нарушенным слухом.Гипотеза исследования: если систематически в совокупности использовать эффективные методы и приёмы, то возможно повысится уровень развития речи обучающихся с нарушенным слухом. Методы исследования.Анализ, синтез теоретического материала по теме исследования.Практический метод – разработка и внедрение новых методов и приёмов для развития речи.Наблюдение и анализ результатов исследования.Прогнозируемые результаты: повышение уровня развития самостоятельной речи будет способствовать более успешной социализации. Условия, необходимые для нормального речевого развития детей - психическое и соматическое здоровье- нормальные умственные способности- достаточная психическая активность- потребность в речевом общении- нормальное зрение- нормальный слух- полноценное речевое окружение. Особенности развития самостоятельной речи обучающихся с нарушенным слухом Речь у слабослышащих развивается искажённо, а у глухих совсем не развивается.Характерными для речи детей данной категории являются: ограниченный словарный запасИскажение звуко-буквенного состава словнарушения в семантике используемых глаголов отсутствие согласования и нарушения в управлении употребление слов не с теми предлогами или опускание предлоговотклонения на уровне предложенийнеправильный выбор союзной связи или её отсутствиеи другие. В развитии речи принято выделять три направления: над словом (лексический уровень);над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);над связной речью (уровень текста). состоит в уточнении значения слова, обогащении словарного запаса и активизации словаря. В ней сочетаются все эти виды работы, включая толкование слов с использованиемсловарей;жестовой речи;демонстрации картинки, действия, предмета, макета;составления словосочетаний, предложений;подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов;словообразовательного анализа;и других приёмов. Работа над словом Работа над предложением Виды работы над предложением:определение границ предложений;составление предложения из данных слов;ответы на вопросы (только полные ответы);постановка учащимися вопросов к предложению;распространение предложения по вопросам и без вопросов;составление предложений на заданную тему;составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;восстановление деформированного предложения. НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Альбом №1.Папа моет свою машину. Я пеку сладкий пирог. Ты гладишь рыжего кота. Они собирают осенние листья. Мы смотрим смешной фильм. Вы любите родной город.Она писала письмо бабушке. Альбом №4. Девочка заболела, потому что … Ребята пошли гулять, когда … Папа сел в машину, чтобы …Я посмотрел в окно и увидел, что … …птицы улетели на юг.…она не надела шарф и шапку.…кино было интересное.…собака гуляла во дворе. …у неё промокли ноги.…врач не сделал прививку.…окно было открыто.…диван стоял у стены.…они сделали домашнее задание.…мороженое быстро растаяло. Употребление предлогов в речи обучающихся. Тетрадь «Подбери нужный предлог» Работа над текстом. Выделяют различные виды работы над текстом:деление сплошного текста на отдельные предложения;составление связного текста по вопросам;составление связного текста из данных предложений;составление связного текста по опорным словам;составление связного текста из деформированных предложений;составление рассказа по данному началу, концу, по серии картинок;составление рассказа на заданную тему;составление различного рода описаний, рассуждений;и многие другие. Компьютерная программа «Мир за твоим окном» Эта программа представляет собой инструмент педагогической диагностики и формирования основных элементов читательской деятельности. Она позволяет не только выявить дефект восприятия письменной речи, но и корректировать его. Использование компьютерной программы «Мир за твоим окном» Система работы над изложением Я изучила систему работы над изложением, предлагаемую научным сотрудником института коррекционной педагогики г. Москвы Кукушкиной О. И., учителя ленинградской школы Быковой Л. М. и сурдопедагога Колтуненко И. В. Апробировав и найдя в каждой из них свои преимущества, я синтезировала эти системы и внедрила их в свою работу. Методика О.И. Кукушкиной На первом этапе необходимо, чтобы ребёнок понял саму задачу - написание изложения. Цель второго этапа - показать ребёнку, что нельзя придумывать того, чего не было в тексте. Третий этап - это обучение перифразу, т. е. речевое оформление мысли. Принципы подбора текстов Тексты должны быть простыми, понятными, рассчитанными на самого слабого ребёнка.Тексты должны быть обязательно остросюжетными, описывающими события, пережитые самими детьми.Тексты должны состоять из трёх частей, очевидно отличающихся друг от друга, например, «Утром …Днём… Вечером …» или «У Тани … У Миши … У Веры …» и т.п. Методика Л.М. Быковой изложение с вариантами;изложение по открытой книге (помогают развить у обучающихся навык перифраза, т. е. умение говорить об одном и том же по-разному);изложение с черновиком (развивает навык самоконтроля). Приём выписывания глаголов Использую на начальном этапе. Так как речь обучающихся с нарушенным слухом является безглагольной, то этот приём, во-первых, помогает им воспроизводить текст, а во-вторых, приучает включать глаголы в каждое предложение и формирует понимание значимости этой части речи. Работа над пересказом: использование схем и презентаций. Рассказ «Город у моря» Результаты констатирующего исследования в 2009-2010 уч. году. Список участников эксперимента 8Б класса Ошибки на употребление глаголов Ошибки на употребление предлогов Общее количество речевых ошибок Мельникова Ксения 5 2 11 Салаватова Диана 4 3 10 Сафандеева Елена 6 4 12 Тикунов Пётр 7 3 12 Третьякова Мария 4 3 9 Результаты констатирующего исследования в 2009-2010 уч. году. Список участников эксперимента Количество простых предложений Количество простых осложнённых предложений Количество сложных предложений Мельникова Ксения 10 1 0 Салаватова Диана 9 0 1 Сафандеева Елена 7 1 0 Тикунов Пётр 5 0 0 Третьякова Мария 8 1 1 Диагностика общего количества речевых ошибок Диагностика количества предложений по классу. Заключение. Гипотеза исследования подтвердилась: использование эффективных методов и приёмов повышает уровень развития речи обучающихся с нарушенным слухом и способствует их социализации.