Информационная карта инновационного опыта Реализация технологии системно-деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта Должность с указанием преподаваемого предмета Стаж работы в должности
Журавлева Нина Ивановна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» Ельниковского муниципального района Учитель
начальных классов 20 лет
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта «Реализация технологии системно- деятельностного метода обучения на уроках
в начальной школе»
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
С переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Необходимыми для ученика становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, я пришла к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась в моей работе потребность введения деятельностного метода обучения. Пятый год я работаю над проблемой «Реализация технологии системно - деятельностного метода обучения на уроках
в начальной школе».
2.Концептуаль
ность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
 Я считаю, деятельностный подход в обучении – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия, основа образования. Тогда, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Отсюда главная моя задача – создать условия, предоставить возможность, т.е. создать образовательное пространство для развития каждого ученика в рамках нашего класса.
А это значит, что учебный день каждого моего ученика – это активная и разносторонняя, в максимальной степени самостоятельная деятельность в урочное и внеурочное время.
Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. С этой целью на уроках я стремлюсь представить новый материал через развёртывание последовательности учебных задач, моделирование изучаемых процессов, использование различных источников информации, в том числе информации сети Интернет, организацию самостоятельной работы в урочное и внеурочное время и учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик - группа).
3.Наличие теоретической базы опыта
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г.,   основано на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Еще в начале 30-х годов ХХ в. Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие обучаемого.
Другая группа ученых, основываясь на результатах ряда исследований, осуществленных в 60-80-е годы под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, разработала другой вариант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход, согласно которому обучаемый рассматривается не как объект обучающих воздействий преподавателя, а как самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т. е. хотеть, любить и уметь учиться. Один из ведущих специалистов по деятельностному подходу Л.Н. Алексашкина (доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО) отмечает что термин: «деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников».
К опыту вышеперечисленных педагогов и психологов я обращаюсь, изучаю. Стараюсь пополнить свои знания не только через самообразование. В 2014 - 2015 учебном году принимала участие в работе научно – практической конференции «Инновации в системе образования РМ», республиканского семинара по теме: «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника», прошла обучение на семинаре «Формирование предметных и метапредметных умений младшего школьника» кандидата педагогических наук, профессора Соловейчик М.С., «Формирование метапредметных УУД средствами развивающего обучения Л.В. Занкова».
4.Ведущая педагогическая идея Ведущий метод обучения в моей практике - деятельностный, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Применение деятельностного подхода на практике позволяет:
поставить ученика в новую роль «исследователя» под «скрытым» руководством учителя;
сделать процесс учения поисковым и творческим;
предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путём размышления самим выбирать образец правильного алгоритма учебного действия.
Таким образом, учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это развитие, саморазвитие, самовоспитание личности. Т.е., процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Познание встраивается в этот процесс. Отсюда, учебное действие – структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. Следовательно, универсальное учебное действие – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Личностные УУД − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Регулятивные УУД − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.Познавательные УУД − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает овладеть универсальными учебными действиями. А именно в действии порождается знание.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности мне даёт групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Самый простой вид групповой работы – работа в парах. Положительным моментом такой работы могу отметить то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации – одна из главных целей технологии развития критического мышления. В своей работе я использую технологии развития критического мышления для организации работы с текстовой информацией. Приемы данной технологии позволяют мне научить детей мыслить критически. А это значит:
Проявлять любознательность;
Ставить перед собой вопросы;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление;
Использовать исследовательские методы в получении информации.
Все выше перечисленное относится непосредственно к самостоятельной деятельности ученика, активной работе с текстовой информацией, которая так же используется в урочное и внеурочное время.
6.Результативность опыта
Деятельностный метод, таким образом, обязывает меня и позволяет мне побуждать детей к действию, консультировать, корректировать их деятельность и искать способы включить в работу каждого ученика, оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать. Подобная организация урока создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей.
И как результат, приведу данные педагогических исследований, проведенных в моих классах.
Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период следующее:
Учебный год Класс Русский язык
Математика
Качество знаний Успеваемость Качество знаний Успеваемость
2011-2012 1 Не оценивалось Не оценивалось
2012-2013 2 78% !00% 78% 100%
2013-2014 3 74% 100% 87% 100%
2014-2015 4 74% 100% 83% 100%
2015-2016 1 Не оценивалось Не оценивалось
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Еще А. Дистервег говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…». Действительно, приемы и методы деятельностного подхода – активные методы обучения. Роль учителя на уроке — в основном координирующая. Но большая подготовительная работа должна быть проведена к уроку, чтобы получить достойный результат.
Поэтому одним из затруднительных моментов является большая подготовительная работа, требующая достаточно большого количества времени.
Применение отдельных приемов не дает результатов, необходимо использование их в системе.
Учителю необходимо перестроить всю свою работу, ориентировав ее на активные методы обучения.
Бывают ученики, которые с трудом идут на контакт с другими, поэтому возникают сложности включения их в совместную деятельность.
Основные правила, я думаю, которых следует придерживаться каждому учителю:
Подарите ребенку радость творчества.
Учите анализировать каждый этап работы.
Ведите ученика от собственного опыта к общественному.
Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите.
Пусть ошибка ученика будет сигналом для учителя.
Будьте не «над», а «рядом».
Таким образом, по мнению А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
8. Адресные рекомендации по использованию опыта. Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов; учителями – предметниками, принимающими пятый класс, с целью преемственности в образовании, педагогами дополнительного образования, т.к. деятельностный метод позволяет организовать познавательную, творческую, исследовательскую деятельность любого направления. В 2011 году мною была составлена дополнительная образовательная программа духовно – нравственного направления «Воспитание межкультурной коммуникации у младших школьников». Каждое занятие я строю на основе деятельностного метода, создавая единое образовательное пространство.
Опытом своей работы делюсь с коллегами, и есть возможность дальнейшего развития и совершенствования в данном направлении. Это выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий, публикации.
Публикации
Муниципальный уровень: 1
Публикация «История села навсегда останется с нами» в районной газете «Ельниковская трибуна», 20015 г
Межрегиональный уровень: 2
Публикация: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников» в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования». ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева», г.Саранск, 2014 г.
Публикация: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование ФГОС начального общего образования» в сборнике «Проблемы и перспективы перехода на ФГОС начального общего образования». ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева», г.Саранск, 2011 г.
Российский уровень: 3
Публикация на сайте Infourok.ru. «Методическая разработка с презентацией социального проекта «Наш школьный дворик», 2015г.
Публикация на сайте Infourok.ru. «План-конспект открытого урока обучения грамоте с презентацией», 2015г.
Публикация на сайте Infourok.ru. «Этнокультурное образование в содержании новых образовательных стандартов в начальной школе», 2015г.
web–адрес публикаций: http://infourok.ru/user/zhuravleva-nina-ivanovna
Проведение открытых уроков, мастер – классов, мероприятий.
Дата Название мероприятия Тема Уровень
20.10.2012г. РМО учителей начальных классов «Наши помощники – органы чувств». Открытый урок окружающего мира. Муниципальный
10.04.2013г. РМО учителей начальных классов «Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов». Мастер - класс Муниципальный
19.02.2014г. РМО учителей начальных классов «Граф. Построение графа». Открытое внеурочное занятие. Муниципальный
27.10.2015г. РМО учителей начальных классов «Звуки и буквы Д, д». Открытый урок обучения грамоте (чтение). Муниципальный
Выступления на научно – практических конференциях, семинарах, заседаниях РМО.
Дата Место проведения Тема Название мероприятия
2012 год МОУ «Лицей» Реализация технологии деятельностного метода обучения в ОС «Школа 2100» РМО учителей начальных классов
2012 год МОУ «Лицей» «Система творческихзаданий, как средство формирования
креативности на начальном этапе становления личности». РМО учителей начальных классов
2013 год МОУ «Лицей» «Портфолио ученика и учителя начальной школы как демонстрация результатов деятельности». РМО учителей начальных классов
2014 год МОУ «Лицей» «Воспитание межкультурной коммуникации у детей младших классов». Семинар творческой группы педагогов-победителей конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках ПНПО
2014 год МОУ «Лицей» «Значение формирования смыслового чтения у младших школьников». РМО учителей начальных классов