Из опыта работы.Использование здоровье-сберегающих технологий на логопедических занятиях.

Из опыта работы. Использование здоровье-сберегающих технологий
на логопедических занятиях

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
В. А. Сухомлинский

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы постоянно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 3-4 раза. Различные патологические изменения обнаруживаются у учащихся первых классов. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.
Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 38%, а качество ее – на 50%. При этом около 45% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Данная работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
Эффективность работы учащихся на любом этапе занятия во многом зависит от умения логопеда разнообразить занятие использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Необходимым компонентом здоровьесберегающих технологий является включение в структуру логопедических занятий
физминуток (динамических пауз)
пальчиковых игр
кинезиологических приёмов
гимнастики для глаз
дыхательных упражнений
релаксации
Использование различных двигательных упражнений для детей с речевыми недостатками позволяет решить несколько задач:
Способствует повышению речевой активности;
Развивает речевые умения и навыки;
Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
Активизирует познавательный интерес;
Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Практика работы показывает, что дети с речевыми нарушениями, пассивные на занятиях, не только с удовольствием выполняют динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковую гимнастику, элементы логоритмики, но и по собственной инициативе обучают им сверстников и родителей. Кроме того, имитационные движения, воспроизводящие смысловое содержание стихотворения, значительно облегчают его запоминание и воспроизведение. Можно задавать движения изначально, а можно придумывать вместе с детьми. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач занятия, повышают активность учащихся.
Физкультурные минутки и динамические паузы проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе занятия.
Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, мышц туловища и мелких мышц кистей.

Развитие общей моторики

1.Яблоко
У дороги яблоня стоит, (поднимаем руки вверх).
А на ветке яблоко висит. (соединяем пальцы обеих рук).
Сильно ветку я потряс - ( раскачиваем руки вперёд - назад над головой).
Вот уж яблочко у нас. (наклоняемся и правой рукой поднимаем «воображаемое яблоко»).
В сладко яблочко вопьюсь, (складываем руки лодочкой и подносим ко рту.
Ах, какой приятный вкус. (правой рукой гладим живот).

2.На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки
Мы носками постучим (пятки стоят на полу , а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог),
Мы поставим пятки (носки стоят на полу ,а пятки ставятся на ударные слоги),
Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),
Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах).
Вот козлёнок на лугу (ноги врозь/скрестно),
Вот машина едет (руки «рулят»)
А за ними мчится гусь
На велосипеде. (упражнение «Велосипедик»).

3. Деревья в лесу
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

Развитие мелкой моторики.
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? А именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, даёт пальцам полноценный отдых, развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии. Стимулирующее воздействие массажа изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центра.
Упражнения по развитию моторики: пальчиковая гимнастика, штриховка, выполнение фигурок из палочек или спичек с речевым сопровождением.

Рожица


Я состроил рожицу
В зеркале себе,
Рожица смешною
Показалась мне.

2. Каждый пальчик ловкий мальчик.
Одноименные пальцы постукивают друг о друга.
Мы катались (указательные),
На качелях (средние)
Нас кружили (безымянные)
Карусели (мизинцы).
Мы устали, мы устали (большие пальцы «обнимаются»)
Ох (руки на колени)!

3. Здравствуй пальчик, старший брат.
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный. После двустишия смена руки. Сначала делать одной рукой, а потом двумя руками одновременно.
Шли мы как – то по дороге.
Видим: ходят чьи – то ноги.
Смотрим выше: кто – же он?
Это серый толстый серый слон.

4. Алые цветки
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепесток колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

5. По грибы
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик всё съел,
От того и потолстел.


Массаж с щётками, каучуковым мячиком, грецкими орехами, с ребристым карандашом, бигуди, катушкой от ниток.

Массаж ладоней.

1. Гладь мои ладошки, ёж!
Берём щётку и проводим ею по ладони.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

4. Мне дала синичка хрупкое яичко.
Обыгрываем каучуковый мячи или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила,- (сводим ладони в форме гнезда)
И снесла яичко (Берём мяч или орех в «гнездо»)
Умница-синичка,-
Ты яичко покатай, (катаем мяч между ладонями)
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно-
Так у птиц заведено.





Использование кинезиологических приемов особенно важно для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.
Кинезиология уделяет особое внимание упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
- систематичность выполнения
-постепенное увеличение темпа и сложности
- точность выполнения движений и приемов
-выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями: при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп.
КОЛЕЧКО. Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца
Более сложный вариант- пальцы одной руки поочередно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному.





КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами ("кулак-ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
"БУРАТИНО" Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.
"УХО-НОС" Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

ЗМЕЙКА. Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок. Двигаем каждым пальцем точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений).
В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.


Гимнастика для глаз.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимаем в кулак, оставляя вытянутым указательный и средний. Рисуем в воздухе этими пальцами горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить глазами, не мигая, не поворачивая головы. Если возникает напряжение в глазах, частое моргание, нужно запомнить отрезок " горизонтальной восьмерки", где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ выполняется с помощью плаката-схемы. На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево- вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории "восьмерки", Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3- красный, № 4- голубой, № 5- зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
1. Самолёт
Пролетает самолёт, (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолётом)
С ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл, (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Поглядел.
Я мотор завожу (делают вращательное движение перед грудью и прослеживают
И внимательно гляжу. взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу. (встают на носочки и выполняют летательное движение)
Возвращаться не хочу.
2. Дождик
Капля первая упала-кап! (сверху пальцем показывают траекторию её движения)
И вторая прибежала-кап! (тоже самое)
Мы на небо посмотрели, (смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли-посмотрите- (показывают руками вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём (движение плечами)
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим (приседают)
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делать поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Дыхание осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, пауза и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы. «Перебор дыхания» влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно. Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и повышенной утомляемости. Поэтому дыхательные упражнения используются на логопедических занятиях.
Упражнение 1. «Задуй упрямую свечу». В правую руку взять цветную полоску бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно и неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу». Произнося звук ф. Полоска бумаги медленно отклоняется.
Упражнение 2. Сидя делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, также подуть. Мышцы живота работают интенсивно.
Упражнение 3. Встань прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени, и вы вдыхаете ее запах. Вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая паузу, а затем медленный, плавный выдох также через нос. Повтор 3-4 раза
Упражнение 4. Упражнение выполнять стоя. Медленно вдохнуть носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.


Релаксация
Ученику не под силу просидеть всё занятие, поэтому внутри занятия полезно проводить не только динамические паузы, но и специальные упражнения на релаксацию (мышечное расслабление):
Поза покоя
Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.
Внимание!
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Бутон
Нежный, маленький бутон, Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова
Свёрнут туго-туго он. опущена вниз.
Солнце луч ему протянет- Медленно встают, выпрямляясь, плавно поднимая руки и голову.
И бутон гвоздикой станет. С окончанием поднимаются на носки.
Дерево
Дерево кончается Все стоят в рассыпную. На первые две строки поднимают руки вверх,
Где-то в облаках, на 3-4-ю строки-качание поднятыми вверх руками. На строки 5-8
Облака качаются движение качания усиливается, корпус сгибается вправо-влево. С
На его руках. окончанием текста все занимают исходное положение. Во время
Эти руки сильные качания рук следует слегка перебирать пальцами (как колышащиеся
Рвутся в вышину, листочки на деревьях)
Держат небо синее,
Звёзды и луну.

Систематическое использование на занятиях всех вышеперечисленных оздоровительных мероприятий приводит к положительным результатам: снижается уровень утомляемости; увеличивается уровень переносимости школьной нагрузки и социальной адаптации детей; снижается уровень заболеваемости, отмечается улучшение зрения.
Заголовок 1 Заголовок 215