Формирование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступени №112 Савченко Людмила Геннадиевна АТТЕСТАЦИЯ- 2016 Начальные классы Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учитель начальных классоввысшаястарший учительпедагогический стаж работы 37 лет ФОТОпедагога «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в сои силы…» В.А. Сухомлинский Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех умственных и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.» В.А. Сухомлинский Актуальность опыта «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Актуальность опыта обусловлена: неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей;недостаточностью работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни человека;потребностями человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Цели учителя : сбережение и укрепление здоровья учащихся;формирование у детей ценности здоровья, здорового образа жизни;выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Задачи учителя : разработка мероприятий, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни;пропаганда здорового образа жизни;помощь каждому ребёнку в осознании своих способностей, создание условий для их развития;осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастики; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги);стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии);информационно-обучающие (письма, листовки, газеты) «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Принципы работы: не навреди!принцип сознательности;принцип систематичности и последовательности;повторение знаний, умений и навыков – выработка динамических стереотипов;принцип постепенности;принцип индивидуальности и доступности;учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;принцип наглядности;принцип активности;принцип формирования ответственности;принцип всестороннего и гармоничного развития личности «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Методы и приемы работы: гимнастика для глаз;пальчиковая гимнастика;формулы самовнушения (Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу учиться! Я буду много знать!)минутки тишины;музыкальные паузы;физкультминутки;индивидуальное дозирование объёма нагрузки и рациональное распределение её во времени;смена видов деятельности на уроке;эмоциональный климат на уроке;дыхательная медитация;музыкальные скороговорки. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Типы здоровьесберегающих технологий здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, организация здорового питания);оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, физ.минутки на уроках;технологии обучения здоровью (включениесоответствующих тем в предметыобщеобразовательногоцикла); воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы ). «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Инновационные здоровьесберегающие технологии корригирующая гимнастика для профилактики нарушений заболеваний опорно-двигательного аппарата;дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой;точечный массаж для профилактики вирусных респираторных инфекций и с целью укрепления иммунитета;глазотерапия для профилактики нарушения зрения;пальчиковая гимнастика для стимуляции развития речи, творческих способностей, фантазии ребёнка, для развития внимательности и способности сосредотачиваться; релаксация – расслабление после перенапряжения, перевозбуждения;нестандартные уроки (уроки-игры, соревнования, конкурсы, экскурсии) «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Популяризация педагогического опыта участие в конкурсах международного (VI Международный экологический конкурс под девизом «Здоров’я може бути смачним», «Колосок», «Кенгуру»), областного (VI Областной семинар «Енергозбереження. Шлях до майбутнього», навчальний конкурс від журналу «Зін» «Еко-ялинка»,конкурс Компании ТСО «Мелом на доске»), городского (третий, четвёртый городской конкурс «Я хочу жить в чистом городе», ХII научно-практическая конференция школьников по линии Малой академии наук Украины: Европейского университета «Экономика Украины глазами молодёжи»), районного (ХI фестиваль «Ярмарок майстрів – 2014», конкурс «Збережемо першоцвіти», Х фестиваль «Ярмарок майстрів – 2013», конкурс «Замість ялинки зимовий букет», поэтический конкурс к 200-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко ) масштабов; «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112 Популяризация педагогического опыта Статья«Использованиездоровьесберегающих технологий в деятельности учителя начальной школы» («Василь Сухомлинський у діалозі з сучасністю:здоров'я через освіту» Материалы V Международных и ХIХ Всеукраинских педагогических чтений);Сказки по формированию здорового образа жизни: «Колобок, или путь к здоровью», «Эликсир молодости» («Здоров’я через освіту: здоров'язбережувальні ідеї В. Сухомлинського в практиці викладання дисциплін природничого циклу шкіл Донеччини») Педагогическое кредо «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный» Д.М. Лихачёв Жизненная позиция:- ученику надо отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души;- уважение между учителем и учеником должно быть взаимным;- «плохой ученик» не есть плохой человек;- каждый ребёнок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь;- учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет Савченко Людмила Геннадиевна ДОШ №112