Статья: «Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе как один из методов системно-деятельностного подхода»

Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
как один из методов системно-деятельностного подхода
Адонина Е. В.
Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. В обучении его реализация позволяет учителю использовать в своей практике различные методы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  исследовательского метода. Обучающиеся осваивают принципиально новые
 роли - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».
Особенность исследовательского метода – это самостоятельное «открытие» детьми нового знания. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для учеников личную значимость.
Исследование как метод обучения может и должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке бывают темы, по которым учитель предлагает проводить исследование, часто неинтересны обучающим. Для этого вначале урока необходимо создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование с разных сторон. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование (встреча со специалистами);
- подумать самостоятельно;
- поиск информации;
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики
самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь
возможен групповой, коллективный поиск.
Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у
учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
В первом классе ведется пропедевтическая работа, на уроках учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания проводятся в парах, группах, могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира. Исследования помогают учащимся отвечать на проблемные вопросы, подталкивают учащихся к составлению проектов. Первоклассникам предлагаются такие проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать художественную, справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.
Например, подвести учащихся к защите проекта «Моя школа и мой класс» помогает то, что преподаватель в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздает каждому конкретное задание. Ставят вместе с учителем цель: организовать поиск сведений. Определяют задачи: узнать адрес школы, найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, выяснить, сколько учеников, учителей, классов, кабинетов в школе, изучить строение школы, ее окрестности. Выбирают методы исследования: опрос, наблюдение, поиск литературы.
Памятка начинающему исследователю.
1. Выбери тему исследования.
2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.  Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы.
При подготовке к проекту «Живая азбука» каждый ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах. Участники проекта очень активные, любопытные и эмоциональные ребята. Они с удовольствием берутся за любое дело, особенно, если это дело требует фантазии и творчества. Ребята учились находить в окружающем мире предметы, похожие на буквы (животные, птицы, насекомые, предметы быта). Свои наблюдения воплотили в творческих работах.
Со второго класса учитель знакомит с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание». Учитель формирует умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
В третьем классе на уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. Учащихся знакомят с методами исследования, структурой, место в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.
В четвертом классе на уроке необходимо уделять внимание работе с источниками информации, с самой информацией, обрабатывают тексты, представляют результаты своей работы. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществить исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований. Например, на уроке русского языка, после этапа актуализации знаний, когда дети воспроизвели свои знания о глаголе, учитель сообщает тему: «Неопределённая форма глагола», записывает её на доске и задает вопрос: – Что вы уже знаете о глаголах неопределённой формы? Как вы узнаёте такие глаголы? О чём бы вы хотели ещё узнать по этой теме?
Дети высказывали свои мысли, среди которых прозвучал вопрос «Почему эти глаголы так называют?». Учитель предлагает провести исследование, чтобы найти ответ на этот вопрос и сообщает, что главной целью нашего исследования будет поиск ответа на вопрос: «Почему неопределённую форму глагола называют неопределённой?»
Далее педагог поинтересовалась:
– Какие у вас есть предположения по этому вопросу?
Дети высказывали свои идеи. Возможно, эту форму глагола так назвали потому что:
У этих глаголов неизвестное время.
У них неизвестное время и лицо.
У них нельзя найти окончания.
У них нельзя найти род.
Далее идет работа по достижении поставленной цели через выполнение следующих задач:
Вспомнить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы,
найти их среди предложенных глаголов.
Определить время, лицо (род), число, окончания у глаголов, результаты
изобразить в виде схемы.
Вывести определение неопределённой формы глагола.
Сравнить свои выводы с учебником.
С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование:
загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий, направленных
на развитие творческих способностей;
игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев
(помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.);
связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
связи с литературным сказочным материалом; игр-путешествий;
игр-исследований, фантастических исследований; ролевых игр;
Уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать прием самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формулируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложения из текста и прочитывал его, а должен был порассуждать. С первого класса необходимо вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа России” предполагает хорошую исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Например,  одна из работ звучала так: “Моя малая родина”.  Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, учитель предлагает ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатываются проекты мест отдыха и развлечений, ученики в течение 2-х недель вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал стенд про наше село.  Позже, к неделе окружающего мира, учитель расширяет задание и включает в него музейные материалы, дети делают дополнительные фотографии, оформляют свои работы. Коллективный проект  среди начальных классов назывался «Сохраним родную землю». Выставку оформили в рекреации школы.
Исследовательский метод включает в себя умение вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения как одну из многих, мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, так как ученики не всегда следуют задуманному педагогом сценарию, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений и выводов.
Анализируя проделанную работу, убеждаешься, что в процессе использования исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усиливается положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.  Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.














13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15