Формирование ключевых компетенций учащихся через использование технологии коллективного способа обучения.
Папуша Ирина Александровна
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Дом детского творчества»
Формирование ключевых компетенций учащихся через использование технологии коллективного способа обучения.
Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном сообществе учащиеся уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: педагоги, друзья, семья. Знаний, которые учащиеся получают на занятиях, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний, что соответствует Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Одним из условий решения этой проблемы является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся, под которыми понимают способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [1]. В настоящее время уже известны несколько классификаций ключевых компетенций под редакцией И.А.Зимней, А.В.Хуторского, И.Г.Агапова, А.К.Марковой, Л.А. Петровской и других, остановимся на классификации Хуторского А.В. [2]. Он выделяет следующие компетенции: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования. Рассмотрим развитие ключевых компетенций по А. Хуторскому через использование технологии коллективного способа обучения на занятиях. Технология коллективного способа обучения позволяет развивать ценностно-смысловые компетенции, т.е. способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Во время проведения занятий стремлюсь к тому, чтобы учащийся чётко для себя представлял, что, как и для чего он это изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Пример. Изготовление куклы «Шалтая» в технике «солёное тесто». Ребёнок учится изготавливать куклу, запоминает алгоритм её изготовления, усваивает приёмы и способы лепки, изучает приёмы и способы грунтования и шлифования формы куклы, приёмы и способы раскрашивания и декорирования куклы. Педагог сообщает учащимся ,что лепка из солёного теста развивает глазомер, мелкую моторику рук, развивает воображение и фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, расширяет кругозор и предлагает учащимся подумать и сказать, где можно применить полученные знания и как их можно использовать в последующем? Данный приём позволяет учащимся понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место занятия в программе, искать пути использования и применения полученных знаний и умений. Так же стараюсь вовлекать учащихся в участие в различных творческих выставках и конкурсах, которые включают в себя задания, требующие применения учащимся нестандартного применения полученных знаний и умений, творческого мышления.
Работа в мини-группах по технологии КСО – одна из самых продуктивных форм формирования общекультурных компетенций, так как она позволяет: дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность, а у лидеров искажается становление характера; дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе (Пример. Рассказать своему сверстнику об изученной технологии изготовления кукол в технике «папье-маше»), попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни авторитета педагога, ни подавляющего внимания всей группы; дать каждому ребёнку опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться – это функции контроля и оценки. Т.е. слабоучащийся ребёнок имеет возможность быть в роли педагога и в роли учащегося (Пример. Изучает самостоятельно материал о кукле, затем рассказывает этот текст своему товарищу, сам выслушивает выступление сверстника и оценивает его, несёт ответственность за поставленную оценку). Учебное сотрудничество направлено на формирование общекультурных компетенций младших школьников, способных учить, менять самих себя.
Для формирования учебно – познавательных компетенций использую схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения в парах, в подгруппах, вызывающие у детей чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, что позволяет развивать сообразительность, инициативу, создаёт атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Пример. Предлагаю учащимся попробовать определить технологию изготовления куклы Вербницы по предложенным картинкам, учащиеся по подгруппам пытаются сами составить таблицу – схему изготовления куклы. Затем подгруппы меняются и проверяют схемы друг друга. После чего выявляют ошибки и доказывают свою точку зрения, сравнивают с правильной схемой.
4745355154305289560-145415
1584960247656216658890
16383005461024517351841566992547625
Правильная схема Карточки для самостоятельного составления
Таким образом, определяя технологическую последовательность изготовления куклы по картинкам, у учащегося формируются активные умения. Сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, учащийся сам получает из него новую информацию. Побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, педагог подталкивает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Работая в группах, выполняя одно задание на всех, учащиеся понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология КСО эффективно развивает иинформационные компетенции. Что позволяет учащимся при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Пример. Учащиеся знакомятся с новым материалом о кукле Неразлучники, педагог знакомит учащихся с куклой, её одеждой, технологией изготовления. Но сообщает не всю информацию о кукле (не говорит, к какому виду куклы относятся, в каком обряде участвуют, что символизирует кукла, где и как её можно использовать сегодня), предлагает первой подгруппе найти недостающую информацию в интернете, другой подгруппе – из книг в библиотеке. Учащиеся по подгруппам анализируют и обобщают полученную из интернета и книг информацию, выбирают недостающую информацию, готовят вопросы к тексту сообщения, готовят презентацию для наглядного выступления.
Во время работы учащихся на занятии (технология КСО) развиваются коммуникативные компетенции. Пример. Учащиеся готовят сообщение. Получив задание по подгруппам: найти приёмы и способы декора одежды куклы Купавки, сообща подбирают материал, обосновывают свой выбор. Во время подготовки к выступлению у учащихся формируются умение договариваться, навык речевого общения, умение слушать других, умение воспринимать информацию о приёмах и способах декора одежды, умение ясно и понятно выражать свои мысли и высказывания, уважительно относиться к высказываниям и мнению других участников подгруппы, умение публично выступать с изученным материалом о декоре костюма.
Для развития социально-трудовых компетенций в объединении «Забавная кукляшка» создана развивающая образовательная среда, в которой учащийся получает опыт активного социального взаимодействия. Технология КСО позволяет: развивать самосознание, самоопределение, самореализацию. Пример. Учащийся через изготовление куклы Вазы: рисование эскиза, лепки формы куклы, грунтование и шлифование формы, раскрашивание формы куклы гуашью, декорирование куклы блестящими красками, мехом бусами, лентами - развивает творческие способности, фантазию, воображение, самоутверждение, общение и взаимодействие. Во время проведения бесед о правилах поведения учащихся в общественных местах, в классе, происходит усвоение учащимся норм, правил поведения (на занятиях, на переменах), моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотношениях, усвоение практических навыков в разнообразных видах деятельности и проявление себя в разнообразном творчестве (по изготовлению кукол в техниках «папье-маше» и «солёное тесто», бросового и природного материала); наличие ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок.
С целью формирования компетенции личностного самосовершенствования применяется такой вид деятельности на занятиях, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний), дидактические игры «Найди ошибку», «Собери последовательность изготовления куклы» и др. С целью развития данного вида компетенций используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений, заданий товарищей. Пример. Педагог даёт задание: изучить самостоятельно новую тему «Кукла Крупеничка» по карточке-заданию № 1 и затем ответить на вопросы к тексту. После чего учащийся оценивает сам себя. Затем работает в паре, пересказывает изученный текст товарищу. Товарищ оценивает его пересказ.
Карточка-задание № 1
1. Изучить самостоятельно текст и ответить на вопросы.
2. Оценить свой ответ по уровням: высокий, средний, ниже среднего (карточка №2)
3. Пересказать текст товарищу.
Тема «Кукла Крупеничка»
Все тряпичные куклы закрутки (скрутки) делятся на виды:
Игровые (для игр детям);
Обрядовые (участвуют в обряде);
Обереговые (оберегают хозяев)
Куколка Крупеничка, (другие названия «Горошинка», «Зерновушка», «Гречишница») - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). В основе куклы - мешочек с крупой или зерном. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей, горохом, гречкой, перловкой, рисом…Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу (около икон). Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит, в семье беда…Лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами, не применяли и иглу, а перевязывали нитками. Считалось, что тогда жизнь хозяев куклы будет не колотой и не резанной.
Вопросы:
1. К какому виду кукол относится кукла Крупеничка?2. Что в основе куклы?3. Чем наполняли куклу?4. В каком случае из куклы доставали зерно?5. Почему при изготовлении куклы не использовали ножницы и иголку?
Карточка №2
Фамилия, имя уч-ся_________________________________________
№ вопроса Самооценка Оценка товарища Оценка педагога Общий уровень
в с н/с в с н/с в с н/с в с н/с
1. 2. 3. 4 5 Пересказ После чего пары меняются. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за поставленную оценку. Учащийся побывал в роли и ученика, и учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на занятии, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
Подводя итог, необходимо отметить, применение технологии коллективного способа обучения на занятиях позволяет более эффективно формировать ключевые компетенции учащихся, способствует формированию следующих умений:
умение вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии; строить монологическое высказывание;
умение организовывать работу в парах, в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества; регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; удерживать разные точки зрения и добиваться общего результата;
умение искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках, интернете; умение выполнять работу по алгоритму;
умение индивидуально, совместно (всей группой) ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению;
умение проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
умение соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; умение оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
умение искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; проявлять оригинальность при решении творческой задачи; умение создавать творческие работы; умение разыгрывать воображаемые ситуации.
Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки, это важное условие повышения качества образования [3].
Список литературы.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [1].
2. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы [3].
3. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Изд-во Красноярского ун-та, 1994. - 182 с.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.-2004г. - №5.
5. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. [2].